Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 32

                                                        Организационные:                                                                                                                                 

 


ω8     

                                        Функционально- 

                                       конструкционные:                                        

                                     ω8.01   ω8.01.01   ω8.01.01.01                       

                                     ……  ……..   ………..

                                     ω8.99  ω8.99.99   ω8.99.99.99      

                                                                    элемент, деталь

                                                        сборочная единица, блок

                                           функциональная группа оборудования

 


Рис.2.2 – Примерная структура статистических показателей потока отказов                                   устройств и функциональных групп системы электрооборудования пассажирского вагона.

          Показатели ω81, ω82, ω83 и ω84 создают картину распределения по месту и времени их выявления, то есть характеризуют принятую систему технического содержания, а остальные: ω8.01 ω8.99.99.99 – могут быть использованы для оценки надежности функциональных групп  и конструкции схемных позиций электрооборудования в период эксплуатации вагона.

          В перспективе предложенная структура статистических показателей оценки надежности позволит обосновать комплекс необходимых средств и методов технической диагностики и их место в системе технического содержания вагонного электрооборудования. Дополнительно появятся возможности: а) проводить сравнительную оценку надежности электрооборудования пассажирских вагонов различных моделей и сроков службы; б) определить норму  на эксплуатационную надежность электрооборудования для вагонов существующего пассажирского парка; в) анализировать качество работы обслуживающего персонала и, главное, своевременно вводить улучшения в технологии, используемые при техническом обслуживании и ремонте, а также корректировать технические требования к электрооборудованию вновь проектируемых вагонов

6.2 Инженерно-статистический анализ эксплуатационной надежности

          Для решения задач технического содержания пассажирских вагонов и их оборудования необходима информация по эксплуатационной надежности. Возможно несколько путей получения этой информации: 1)аналитический в процессе проектирования и изготовления, 2)исследовательский в ходе специальных стендовых испытаний, 3)статистический в результате специальных наблюдений за группой однотипных объектов и 4)статистический в ходе эксплуатации вагонов. Первый путь позволяет определить конструкционную надежность оборудования, но практика показывает существенное отличие её значений в условиях эксплуатации. Второй путь, фактически - научно-исследовательский, применим при разработке и постановки продукции на производство [2.10]. Третий путь используется в МПС, но требует специальных наблюдений при отработке ограниченного ресурса, ограниченным количеством объектов, то есть, фактически, так же является научно-исследовательским. И только четвертый путь целесообразно использовать при достаточной выборке статистической информации (ВУ-23, ВУ-30, ВУ-22, ВУ-36 и инвентарная карточка вагона приписного парка), которая обязана фиксироваться в ходе обычной эксплуатации вагонов пассажирского парка [2.1,2.5,2.6].                                    

          Инженерно-статистический анализ (ИСА) результатов эксплуатационного контроля совокупности однотипных объектов позволит:во-первых, оперативно определить необходимые показатели надежности ирекомендации для практики; во-вторых, найти связи показателей надежности с характером эксплуатации, техническим обслуживанием и ремонтом; и, в-третьих, прогнозировать техническое состояние и корректировать применяемую стратегию обслуживания для любой модели пассажирского вагона.

          Важной задачей ИСА является привлечение внимания специалистов по техническому содержанию электрооборудования к организационной структуре и технологическим процессам обслуживания и ремонта, а также конструкторов электрооборудования вагонов – к функциональным  частям комплексов, в которых существуют диспропорции между значимостью выполняемых функций и затратами на их осуществление. Рассогласование между полезностью функций, а, следовательно, и их носителей и расходами на их осуществление будет свидетельствовать о наличии «дефектных мест» в системе. Именно для этих мест нужно выявить лишние затраты и причины их появления, определить резервы снижения себестоимости и повышения качества исполнения функций за счет усовершенствования серийно выпускаемого оборудования и модернизации его при плановых ремонтах, за счет унификации и разработки оптимального комплекса оснастки и средств объективной диагностики.

          Решение отмеченных выше задач возможно при нетрадиционном рассмотрении показателей эксплуатационной надежности, при котором электрооборудование воспринимается как одна из подсистем вагона, определенным образом влияющая на его эффективную эксплуатацию. Статистическая информация должна быть представлена таким образом, чтобы ею могли независимо пользоваться различные группы специалистов, например, по техническому обслуживанию и ремонту или по созданию новых изделий и комплексов. Практика вагоностроения и вагонного хозяйства требует дифференцированного анализа комплексов оборудования, составных частей и даже сборочных единиц с таким расчетом, что после выявления «дефектных мест» в электрооборудовании вагона можно было бы непосредственно воздействовать на предприятия – поставщики комплектующего оборудования. Кроме того, в электрооборудовании находится большая доля изделий вагоностроительных заводов, а качество монтажа, наладки и испытаний находятся в полной компетенции этих вагоностроительных и вагоноремонтных производств.