Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 10

          На работоспособность аккумуляторов оказывают вредное влияние и примеси в электролите, в число которых входят нитраты (NO3-), способствующие саморазряду, и карбонаты (K2CO3, Na2CO3), приводящие к увеличению внутреннего сопротивления. Например, содержание карбонатов в количестве 100 г/л снижает  отдаваемую емкость аккумулятора на 25%. Вода как основа раствора электролита должна быть специально подготовленной с контролем содержания хлора, аммиака, металлов и органических веществ.

1.3.2  Срок службы и эксплуатационная надежность

щелочных аккумуляторов

          Срок службы щелочных аккумуляторов зависит от состава электролита и его температуры в эксплуатации (см. таблицу  1.9). Также на срок службы влияют отклонения по показателям режимов разряда и заряда. Например, систематические ускоренные заряды аккумулятора снижают его срок службы в 1,5…2 раза, что объясняется тепловым действием зарядного тока и интенсивным «вымыванием» активных масс из пластин. Первыми рабочее состояние теряют положительные (окисно-никелевые) пластины.

          Таблица 1.9 Состав электролита и срок службы

                 Состав электролита                              Срок службы аккумулятора (цикл) при °С:

 


                                                                                              + 20                               + 40

 


      Едкое кали (КОН)                                                           300                                  5

      Едкий натр (NaОН)                                                         400                                50

      Составной (КОН плотностью

      1,2+/-0,01г/см3 с добавками: Li – 10…30г/л                      

      и Na – 20…40г/л                                                          > 750                               450                    

 


          1.3.3 Техническая эксплуатация щелочных аккумуляторных батарей    

          Схема технической эксплуатации современных щелочных аккумуляторов пассажирских вагонов в течение назначенного срока службы (10 лет) представлена на рис.1.5, а за время первого двухлетнего срока службы (до первого деповского ремонта) - на рисунке 1.6.

(*)

 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

    **          **          **          **          **          **          **          **         **           **    

          ***                      ***                      ***                      ***                      ***          

0  0,5  1,0  1,5  2,0  2,5  3,0  3,5  4,0  4,5  5,0  5,5  6,0  6,5  7,0  7,5  8,0  8,5  9,0  9,5  10,0 лет

                     #                          #                          #                          #                           à

Рис.1.5 - Подготовка, обслуживание и ремонт вагонной аккумуляторной батареи за назначенный срок службы [обозначено: (*) - приемка, хранение до 6-ти месяцев или приведение в действие и установка на вагон для технической эксплуатации; * - ТО-1; ** - ТО-Е/2(не реже 1 раза в шесть месяцев независимо от условий эксплуатации); *** - ТО-Е(ежегодный тест-контроль); # - ДР (деповской ремонт); à - Ут (утилизация)].

 


Приемка

                                                Хранение                   Приведение в действие

                                                                                    1,2B > Замер ЭДС > 1,2B

                                               Переподготовка                 Подготовка

 -------------------------------            >250А·ч                   Установка на вагон

                   Первый                          Возврат по               

                                                          рекламации                   N ·  (ТО-1)  

 


                2-х                                                                               ТО-Е/2

 


N ·   (ТО-1)  

 


летний                                                            ТО-Е (тест-контроль)

                                                                 ДР                  250A·ч  > емкость > 250A·ч 

                                                                                      100 г/л <  карбонаты < 100 г/л    

 


N ·   (ТО-1)

    цикл                         

                                                                                                          ТО-Е/2

 


                                          N ·   (ТО-1)  

 


  -----------------------------------                                     Деповской ремонт (ДР)

 


Рис. 1.6 – Схема эксплуатации аккумуляторной батареи типа 90KL-250P

          1.3.3.1  Приемка, подготовка и переподготовка аккумуляторов.

          Техническое описание и инструкция на аккумулятор КL250 и батареи аккумуляторные 90КL250Р, 40КL 250Р, 40КL 250РК предписывает:

1) поставку аккумуляторов с электролитом, но в разряженном состоянии;

2) рабочий диапазон воздуха от минус 50ºС до плюс 40ºС;

3) сопротивление изоляции батареи относительно корпуса бокса 100кОм (в эксплуатации 50кОм); сопротивление изоляции одного аккумулятора должно быть не менее 10МОм при нормальных климатических условиях;

4) в качестве электролита применяется водный раствор калия гидрат окиси технического по ГОСТ 9285-78, плотности 1200 – 1240кг/м³ с добавкой 20г/л гидроокиси технической по ГОСТ 8595-83; поверхность электролита залита индустриальным маслом слоем толщиной 4-5 мм;

5) на крышке аккумулятора нанесено: товарный знак, обозначение типа аккумулятора, знак «+» у положительного вывода, шестизначный номер, в котором три первые цифры обозначают номер батареи, а три последние – квартал и год изготовления;