Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 36

3.  Три четверти неисправностей и дефектов в электрооборудовании, приводящих к отказу пассажирского вагона, приходится на источники питания: основной – генератор, БЭВ и группу устройств, обеспечивающих их работу, и резервный – аккумуляторную батарею и группу устройств, обеспечивающих её функционирование.

     Таблица 2.5. Показатели надежности пассажирских вагонов

и их основных групп оборудования.

 Вагоны пассажирские:

 - модели                                      61-4170, 61-4188                 9510            47К, ЦМВО, 23сб,…

 - средний срок службы, лет               новые                         новые                       11,5

 - средний годовой пробег, км            93600                          9740                      200000

 - время наблюдения                     06.01…05.02 г           11.01…05.02 г        01.82…12.84 г.г

Показатели безотказности:       ω8(t)    ω8(ℓ)    tтр     ω8(t)    ω8(ℓ)     tтр   ω8(t)     ω8(ℓ)     tтр

Группы                                        1/год  1/200    сут.     1/год   1/200    сут  1/год    1/200      сут.

            оборудования                           тыс.км                         тыс.км                      тыс.км

                                  вагона:

 Электрооборудование,

 в том числе: механ. передачи,

 БЭВ, противоюзовое устр.        1,5       3,3      45,5         нет данных          0,47      0,47       4

 Тормоза, в том числе и

 последствия их дефектов

 (ползуны колесных пар)            3,0       6,4      10,6         нет данных             -           -          -

 Ходовые части                          1,0       2,1        7,0         нет данных          0,47     0,47        -

 Внутреннее оборудование       0,25     0,54    22,5         нет данных         0,1       0,1          -

 Кузов, в том числе: переход.

 площадки, автосцепка                0,18     0,38      1,0         нет данных         0,08     0,08         -

Итого для вагона                       5,9      12,7     19          3        61,5   51,4   1,12     1,12         4

          Справедливо будет отметить, что проблемы с вводом в эксплуатацию нового подвижного состава, вызванные низкой надежностью из-за недоработанности отдельных агрегатов или систем, характерны даже для крупнейших компаний Европы. Отмечают также, что некоторые проблемы обусловлены непродуманными решениями заказчика. Естественно, это имеет место и в России, когда, например, разработка и комплектация пассажирских вагонов нового поколения производилась фактически по функциональным, а не техническим требованиям. В последнем случае, при точной формулировке требований заказчика и их контроле, возникла бы обязательная необходимость выбора оборудования, определяемого практическими интересами эксплуатирующих предприятий.

          Однако при вводе в эксплуатацию пассажирских вагонов нового поколения, отечественная промышленность продемонстрировала еще, по крайней мере, и отношение к новой технике: во-первых, невыполнение стандарта отрасли ОСТ 32.181-2001 и явное отсутствие необходимой наладки и испытаний в заводских условиях, и во-вторых, отсутствие разработчиков нового оборудования и подмена их «представителями организаций» во время опытной эксплуатации, о чем свидетельствует продолжительность отцепки вагона в текущий ремонт  при дефектах электрооборудования (tтр = 45,5сут.)

          7 СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ

 КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

          7.1 Общие положения

          Современная организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава при любой стратегии нуждается в необходимости определения технического состояния объекта и его основных систем в нужный момент, то есть в диагностике. Учитывая перспективность комплексной системы технического содержания вагонного парка, необходимо учитывать, как сложившуюся систему, так и реинжиниринг организации технического обслуживания и ремонта в будущем.

     Таким образом, нужно четко определить рациональное место диагностики в технологической цепи обслуживания вагона и использовать инвариантные средства объективного контроля и диагностирования. Группы средств технической диагностики и характер решаемых ими задач могут быть следующими:

ВСТД (встроенное средство технической диагностики вагона, поезда) – контроль функционирования с целью определения работоспособности и обнаружения возникших неисправностей основных групп оборудования в пути следования; запись и  хранение данных контроля с последующей возможностью получения информации обслуживающим персоналом в пункте формирования.

ПСТД (переносные средства технической диагностики) – проверка и обнаружение неисправностей и дефектов как в отдельных функциональных группах оборудования, так и в комплексах электроснабжения при ТО-1, 2 ,3 и текущих ремонтах в пунктах формирования и оборота.

УТДВ (участок технической диагностики вагонов) – проверка, обнаружения

неисправностей и дефектов и при ТО-2,3 и текущий ремонт с отцепкой вагонов из составов, а также при деповском ремонте; послеремонтные испытания оборудования; работы с аварийными и профилактическими заменами и регулировками; осуществление мероприятий сезонного характера и различные доработки и модернизации; в перспективе на участке создаются посты централизованного сбора информации от ВСТД пассажирских вагонов для обеспечения технического обслуживания по состоянию.

СТД (станция технической диагностики) – проверка, обнаружение неисправностей и дефектов, наладка и регулировка оборудования при капитальных ремонтах; выходные (сдаточные) испытания на вагоноремонтных предприятиях; наладка, регулировка и приработочные  испытания на вагоностроительных заводах.

          Структура этих средств технической диагностики пассажирских вагонов представлена на рис.2.8, а организация систем диагностирования и взаимодействие элементов ее структуры может рассматриваться при оценке технического состояния вагона как решение определенной совокупности задач, каждая из которых связана с конкретными условиями эксплуатации, технического содержания или этапом разработки оборудования.