Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 9

 


    ВНЖ – 300                 Россия                           300                      52/112                    60

     ТНЖ – 250                 Россия                           250                      52/112                    50

     ТНЖ – 350                 Россия                           350                      52/112                    70

     9156.33 – 375             Германия                      375                      52                           75

     13Х3.13К –375          Польша                         375                       52                           75

     КL – 250Р                   Россия                          250                       48                           50

       

          Наиболее применяемыми в пассажирских вагонах являются щелочные никель-железные и никель-кадмиевые аккумуляторы. К числу новых разработок можно отнести:

-  90КL250Р (вагон модели: 47К, 47К/К постройки до 1983 г., модели 61-4179 с аккумуляторными боксами, вагон - ресторан типа СК);

-  40КL180Р (вагон модели: 47Д, 61-821, 61-826, 61-517, 61-505, 61-512 и 61-516);

-  90КL375Р (вагон модели: 47К, 47К/К, вагон - ресторан типа СК).

          В качестве примера рассмотрим техническое обслуживание батареи  90КL250Р. При эксплуатации аккумуляторов, важнейшими факторами являются их конструкция и электролит. Конструкция определяет технико-экономические показатели, а электролит – эксплуатационные свойства.

Электролит принимает самое активное участие в электро-химических процессах аккумуляторов. Особенностью щелочных аккумуляторов является то, что в ходе реакций электролит не расходуется и среднее значение плотности почти не изменяется. К тому же, все компоненты образующиеся в зарядно–разрядных  процессах практически не растворимы в электролите и не вступают в какие-либо побочные химические реакции. Поэтому изменение состава электролита и появление в нем карбонатов обусловлено только его контактом с атмосферой. Снижению этого явления и служит «бабушкин» способ консервации – слой индустриального масла 4…5 мм на поверхности электролита в аккумуляторе.

          Хотя среднее значение плотности электролита неизменно, но в непосредственной близости у пластин его плотность меняется как при заряде, так и при разряде. При заряде аккумулятора концентрация электролита повышается у положительного электрода и понижается – у отрицательного, а при разряде – наоборот.

          Существенное влияние на эксплуатационные свойства аккумуляторов оказывает состав и концентрация электролита (см. табл. 1.7 и 1.8).

    Таблица 1.7 Химический состав активной массы пластин

                                              никель – кадмиевый                              никель - железный

         Род пластин        после заряда      после разряда         после заряда         после разряда

                                        Губчатый         Гидрат закиси        Губчатое  Fe         Гидрат закиси

      Отрицательные         Cd и Fe              Cd(ОН)2 и                                              Fe(ОН)2

                                                                      Fe(ОН)2

                                      Гидрат окиси     Гидрат закиси     Гидрат закиси        Гидрат закиси     

      Положительные        Ni(ОН)3              Ni(ОН)2                  Ni(ОН)3                         Ni(ОН)2

          При выборе электролита исходят из того, что растворы КОН замерзают при значительно более низких температурах (-60ºС), с другой стороны использование этого электролита при высоких температурах приводит к снижению срока службы из-за укрупнения окисно-никелевой активной массы положительного электрода. Добавка LiOH в диапазоне умеренных температур практически в два раза увеличивает срок службы аккумулятора за счет поддержания литием высокой дисперсности активной массы гидрата никеля положительных пластин. При температурах ниже –15°С добавка лития не только бесполезна, но и вредна, так как снижает емкость аккумулятора.

Таблица 1.8. Состав электролита для различных зон температуры

  Температура эксплуатации, °C         Рекомендуемый раствор     Плотность раствора, г/см3

              - 40 … - 25                                             КОН                                        1,27

              - 25 … - 15                                             КОН                                        1,25

              - 15 … + 35                                            КОН                                   1,19…1,21           

                                                                                                                   с добавкой 5г/л LiОН

              +15 … + 35                                          NaОН                                   1,18 …1,2

                                                                                                                   с добавкой 5г/л LiОН

             + 40 … + 60                                          NaОН                                   1,17 … 1,19

                                                                                                             с добавкой 10…15г/л LiОН

              

          Примечание: 1.Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЖУКИ.563535.005ТО рекомендуют единый всесезонный электролит для использования аккумуляторов в пассажирских вагонах – водный раствор калия гидрат окиси технического по ГОСТ 9285-78 плотностью 1,20…1,24 г/см3 с добавкой 20 г/л лития гидроокиси технической по ГОСТ 8595 83. Что это – «секрет фирмы» или конъюнктура?

                                       2.Специалисты–практики рекомендуют использовать два состава электролита: во-первых, формовочный (Эф) – водный раствор гидрат окиси калия плотностью 1,19…1,21 г/см3 с добавкой 30 г/л гидроокиси лития (практически это единый всесезонный) и, во-вторых, эксплуатационный (Ээ) – водный раствор гидрат окиси калия плотностью 1,19…1,21 г/см3 с добавкой 20…40 г/л гидроокиси лития и 20…40 г/л натрия едкого.