Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 11

6) при заряде аккумуляторов, особенно в заключительной фазе заряда, образуется взрывоопасная газовая смесь и поэтому заряд проводить в хорошо вентилируемом помещении; монтаж и демонтаж аккумуляторов производить не ранее чем через 2 часа после окончания заряда;

7) работы с аккумуляторами и батареями должны производиться в соответствии с инструкцией и фиксироваться в журнале за подписью ответственного лица (рекламации не принимаются заводом-изготовителем при отсутствии записи о работе в журнале).

          Проверка поставки: (состояние упаковки, комплектность, отсутствие механических повреждений и наличие маркировки), после чего батарея устанавливается на хранение или приводится в действие.

          Условия хранения:

1) недопустимо хранение в общем помещении щелочных и кислотных аккумуляторов;

2) хранить в чистом, сухом и вентилируемом помещении на стеллажах в нормальном положении при температуре от плюс 40ºС до минус 50ºС с периодической очисткой поверхностей от пыли;

3)смазать металлические детали аккумуляторов тонким слоем масла АКОР-1 по ГОСТ 15171-78 или другой смазкой не содержащей кислот.

          Приведение в действие:

1) провести подготовку, для чего удалить полиэтиленовую пленку с крышек пробок и консервационную смазку с контактных поверхностей, а также протереть поверхность сначала влажной, а затем сухой тканью и подтянуть нижние гайки выводов;

2) произвести контрольный замер ЭДС аккумулятора:

 


-  аккумуляторы, имеющие ЭДС = 1,2В и выше

            пригодны для установки на вагон

 


          Для установки на вагон необходимо:

1) собрать батарею;

2) подключить к зарядному устройству и сообщить емкость 400А·ч в течение 8 часов, контролируя температуру электролита в 3…5 аккумуляторах, расположенных в середине батареи (при температуре выше 45ºС процесс заряда прервать для охлаждения);

3) через 2 часа после окончания зарядки протереть насухо поверхности

аккумуляторов;

4) проверить сопротивление изоляции батареи, которое должно быть не менее 100кОм:

5) проверить уровень и плотность электролита и при необходимости

откорректировать.

 


     Аккумуляторная батарея готова к установке на вагон.

 


-  аккумуляторы имеющие ЭДС менее 1,2В должны

       пройти переподготовку без смены электролита:

          Для переподготовки без смены электролита необходимо:

1) аккумулятор разрядить до напряжения 0,8В;

2) провести два цикла «заряд-разряд»:

1-ый цикл – заряд током 50А в течение 8 часов (допускается проводить заряд током от 40 до 70А с изменением времени заряда для сообщения аккумулятору емкости 400А·ч), а разряд током 50А в течение 4-х часов;

2-ой цикл (контрольный) – заряд током 50А в течение 8 часов (допускается проводить заряд током от 40 до 70А с изменением времени заряда для сообщения аккумулятору емкости 400А·ч), а разряд током 50А в течение времени необходимом для разряда до напряжения 1,0В на аккумулятор; измерение напряжения во время контрольного разряда проводить: через 10 минут после начала разрядки, далее каждый час,  в течение последнего часа – каждые 15 минут, а в конце разряда – через промежутки времени, обеспечивающие фиксацию конечного напряжения (1В);

          Контрольный разряд проводится для определения емкости:

 


           Если емкость менее 250А·ч, то аккумуляторы бракуются и

 могут быть возвращены заводу-изготовителю по рекламации.

 


          Если емкость 250А·ч и более, то аккумуляторы допускаются

                         на сборку батареи и установку на вагон.

 


          Для использования аккумулятора в составе батареи и установки её на вагон необходимо:

1)зарядить аккумулятор током 50А в течение 8 часов;

2)проверить уровень электролита (визуально или с помощью стеклянной трубки – 25…35 мм.) и при необходимости провести корректировку; 

3)через 2 часа  после окончания зарядки протереть насухо поверхность аккумуляторов;

4)собрать батареюв соответствии со схемой  использования на вагоне;

5)проверить сопротивление изоляции батареи (мегаомметром на 500В), которое должно быть для новой батареи 100кОм, а для бывшей в эксплуатации – 50кОм (при отсутствии мегаомметра, сопротивление изоляции можно определить с помощью вольтметра с внутренним сопротивлением не менее 500кОм по формуле Фриша:        

Rиз.  =  Rв· {[U/( U1 + U2 )] - 1}

где           Rв – сопротивление вольтметра, Ом;

U   - напряжение на зажимах батареи, В;

                U1 – напряжение между «+» батареи и массой отсека (бокса), В;

U2 - напряжение между «-« батареи и массой отсека (бокса), В.

  Если сопротивление изоляции новой батареи менее 100кОм (или 50кОм - в эксплуатации), установить причины утечки тока и устранить их.

              

                   Аккумуляторная батарея готова к установке на вагон

Тест-контроль аккумуляторных батарей без снятия с вагона производится для аккумуляторных батарей с целью определения их электрических характеристик и соответствия паспортным данным. Это вызвано тем, что в эксплуатации аккумуляторные батареи на вагоне из-за неполного заряда имеют гарантированную емкость только при следующих условиях:

-  зарядный ток не менее 30А при температуре электролита выше 35ºС;

-  зарядный ток не менее 10А при температуре электролита от 0 до 35ºС;

-  зарядный ток не менее 20А при температуре электролита ниже 0ºС.

          Порядок проведения тест - контроля:

1) крышки подвагонные ящиков открываются и аккумуляторы осматриваются на отсутствие механических повреждений;

2) производится замер температуры, плотности и уровня электролита, который при необходимости корректируется;

3) производится измерение сопротивление изоляции батареи относительно корпуса подвагонного ящика, которое должно быть не ниже 50кОм;

4) производится измерение ЭДС каждого аккумулятора;