Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 9

В 1991 году Российским правительством были предприняты два основных шага по оформлению социальной работы как профессии:

а) социальная работа была формально лицензирована;

б) было решено проводить обучение студентов социальной работе в рамках факультета Университета.

Кроме того, были созданы две профессиональные ассоциации, которые также пытались предложить свои услуги для обучения и руководства. Причиной их создания явилось проявление личных амбиций и конкурентоспособности.

В сфере социальной работы представлены разные ведомства, в том числе: - Министерство труда и социального развития, осуществляющее контролирующую функцию в отдельных видах деятельности, а также ряд вузов, которые занимаются подготовкой специалистов социальной сферы и повышением квалификации социальных работников.

Министерство труда и социального развития, отвечающее за мероприятия по реабилитации людей, потерявших дееспособность в результате несчастных случаев, давало разрешение на организацию курсов социальной работы, но в настоящее время эта практика прекращена.

- Министерство высшего образования представило проект гуманитарного образования, в который как одна из специальностей включена социальная работа, хотя иностранные консультанты высказывались против этого. Возможность проводить в жизнь курс обучения была очень сомнительной, так как еще не были созданы учебные материалы, финансируемые, хотя бы минимально, из статьи бюджета, предусматривающей расходы на организацию обучения в институтах, и не имелось твердой инспекторско-страховой системы.

- Министерство образования, отвечающее за предоставление детям различных услуг во многих инстанциях, особенно детям в детских домах, не оказывало социальные услуги в рамках школы, но обсуждается возможность обучения многих неквалифицированных работников совместно с иностранными консультантами.

- Министерство здравоохранения, в ведении которого находятся вопросы оказания услуг людям, страдающим физическими и умственными недугами, а также из-за долговременной недееспособности, не прибегает к услугам социальных работников и до сих пор не признает необходимость участия в этих случаях психологов. Неформально те, кто отвечает за охрану материнства и детства в рамках Министерства здравоохранения, согласились с тем фактом, что в учебный план обучения врачей и младшего медицинского персонала необходимо включить специальность “социальная работа”, но в то же время заявили, что на это у них нет достаточных средств.

Отсутствие сотрудничества между вышеназванными министерствами является основным камнем преткновения в развитии социальной работы как профессии в России.

Местные и региональные власти, ставшие более автономными, чем раньше, более решительны в развитии социальной работы, оказании социальных услуг и обучении социальных работников. Некоторые из них, главным образом из больших городов, намерены создавать сеть социальных услуг и повышать квалификацию уже существующего штата социальных работников, даже готовы проинвестировать их обучение. Другие же вступили в партнерские отношения с иностранными спонсорами и местными бизнесменами для обеспечения все большего числа социальных услуг. Есть, правда, и такие, кто не предпринимает никаких мер, что не способствует повышению качества предоставляемых услуг.

Было бы справедливым отметить, что относительно небольшую часть существующей практики составляют так называемые уполномоченные клиенты; большинство из них пытаются работать в рамках авторитарного и патронажного направлений; результат безотносителен к ресурсам и справедливому законодательству, но связан с культурным отношением в обращении с людьми, влачащими жалкое существование, и решением их проблем без обращения к социальным услугам.

В процессе обучения социальной работе внедряется такая практика, принятая также на Западе, как партнерство между коллегами и агентами социальной службы. В настоящее время появилась возможность установления хороших партнерских отношений, которые в дальнейшем будут расширять сферу своей деятельности благодаря новизне их концепции, будет преодолеваться больше трудностей, когда студенты получат больше знаний, чем их потенциальные контролеры и будущие служащие в специальных областях деятельности.