Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 41

После первой мировой войны первое женское движение было подавлено на долгие десятилетия.

Новое женское движение

70-е годы нашего столетия указываются как начало нового женского движения. Хотя первые шаги женского движения в политической полемике левой группировки женщин и союза социал-либералов, рабочего движения вполне определенны, они представляют собой, прежде всего, общую акцию против запрещения абортов, ставшую своеобразным тигелем становления нового женского движения. Многие тысячи женщин вышли на улицы, были собраны десятки тысяч подписей, выпущены листовки, написаны плакаты, сооружены информационные стенды; были устроены уличные театры и трибуны для публики, проводились групповые церковные выступления, таким образом, был вскрыт огромный действующий потенциал.” (Schenk, 1980, 87).

Во второй половине 70-х гг. возникло много самостоятельной действующих теоретических групп женщин. Типичная тема этих самостоятельных групп - проблема детства )отношения с родителями, образование и работа), вопросы пола, образование, семья, собственная индивидуальность и самосознание, взаимоотношения женщин (Schenk, 1980, 911). В конце 70-х гг. происходит постепенное сокращение многочисленных женских проектов, которые ставили своей целью освобождение женщин от завасимости от мужчин.

“В начале 70-х гг. в ФРГ было создано новое женское движение, которое очень скоро обнаружило, что их борьба за освобождение от патриархальной зависимости не может стать основой преуспевающей партии, законодателя или профсоюза - или даже старого доброго женского союза” (Vilma/Runge, 1986,253).

Число организаций женского движения в ФРГ в середине 80-х гг. составило около 1000 (Vilma/Runge, 1986, 254): автономных женских домов - 83, инициативных групп - 21, скорая помощь - 43, женских центров - 114, женских книжных магазинов - 33, женских кафе, трактиров, столовых, ресторанов - 72, информационных и консультационных учреждений - 37, лечебных, профилактических и физиологических консультаций - 32, примирительных групп - 83, женских исследований, студий и архивов - 33, журналов автономных женских движений - 51, женских издательств - 23, женских домов отдыха - 17 и др. групп, как кабаре, театры, музыкальные, литературные, фото-, кино- и видеогруппы, галереи, рабочие кружки общественной и политической тематики, группы самопомощи и мастерские - 200.

Женское движение является фактором общественно-политических перемен в ФРГ.

Сегодняшнее женское движение является менее движением за женские права, чем ранее культурно-революционное движение за освобождение женщин (Brand,1984, 152), которое стабилизировалось благодаря расширенной ифраструктурной сети специфических женских организаций.

Аналитическое истолкование концепции

Феминистическая теоретическая организация характеризуется двумя противоположно проявляющимися мнениями: было ли первоначальным угнетение женщин мужчинами и затем развивалось классовое общество (феминистическая линия развития) или сначала произошло разделение классов на эксплуататоров и эксплуатируемых и потом это привели к угнетению женщин (марксистская линия развития).

Экзистенциалистическая феминистическая теория

Идея “экзистенциалистического феминизма” во взглядах Граафа развивалась под большим влиянием взглядов Simone de Beauvoir и оказала влияние на формирование теоретической схемы феминизма и женского движения. Эти положения находят выражение в следующем: “Beauvoir первый автор, который объединил вместе два аргумента: биологически ставящая в невыгодное положение женщину ее способность решать выступает как историческая необходимость; возникает вопрос, почему она не может также решительно участвовать в экогомических и культурных процессах. Эту связь биологии и иерархического отношения полов ... я суммирую под идеей экзистенциалистического феминизма” (Вольф-Грааф, 1981, 9)

Beauvoir формулировал эти положения как следующие: