Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 40

После разгрома буржуазной революции 1848 г. появились первые признаки женского движения. В 1865 г. был основан Всеобщий немецкий союз женщин (ADF). В 90-х годах прошлого столетия основными являлись вопросы образования и заработка. В 1894 г. была основана организация Союза немецких женщин (BDF), в состав которой входили среднее и радикальное течения. Преобладающим являлось среднее течение, оно вело к ближайшей цели - повышению уровня образования и увеличению заработной платы. На передний план выдвигались добровольный социалистический труд и социальная общественная собственность.

“В среднем крыле движения социальный призыв сопровождается другим мотивом: сделать очевидной необходимость женского труда. Женская благотворительная деятельность должна быть профессионализирована.

Среднее крыло представляет основную идею женского движения как “Движение организованного материнства”. Не больше чем требованием женских прав и агрессивной критикой привилегий мужчин стоит на переднем плане мысль, что работающая женщина и ее сущность как женщины остаются как нечто особенное”: (Schrenk, 1980, 44-46).

Радикальное крыло, напротив, представляет другие темы, рассматривающие вопросы нравственности, новой этики и права голоса женщин. К вопросам нравственности относятся проблемы проституции и проституток, к вопросам новой этики - господствующая двойная мораль - женщины должны иметь равное право, как и мужчины, в отношении сексуальных потребностей. Женское движение за равноправие хочет достичь равного права голоса женщинам, как и всем политическим избирателям.

Это социалистическое и пролетарское женское движение имеет свои корни в союзе женщин-трудящихся 70 - 90-х гг. прошлого  века. Социалистическое движение женщин рассматривает женский вопрос в прямой связи с классовым вопросом, т.к. борьба за равенство женщин является частью классовой борьбы. Клара Цеткин, ведущий борец за права женщин, в своей речи на Международном конгрессе рабочих в Париже в 1889 г. сформулировала свои главные положения освобождения женщин как следующие:

“Работницы, которые борются за социальное равенство, не дождутся своего освобождения от женского движения буржуазии, которое якобы борется за женские права. Это здание построено на песне и не имеет реальной основы. Работницы убеждены в том, что вопрос женской эксплуатации не стоит изолированно, а является частью большого социального вопроса. Они дают себе полный ясный отчет о том, что эти вопросы в теперешнем обществе не могут быть разрешены без преобразования самого общества. Вопрос женской эмансипации - это дитя нового времени ... и означает полнейшее изменение их социального положения в обществе, революцию их роли в экономической жизни...

Нездоровый порядок женского труда, который сегодня болезненно бросается в глаза, исчезнет первым вместе с капиталистической системой производства” (Mensohik, 1974, 93-96)

Однако буржуазное и социалистическое движения женщин имеют еще и религиозные течения: организованный в 1899 г. Евангелический союз неимущих женщин (DEF) и организованный в 1904 г. Католический союз немецких женщин. Оба союза имели консервативную ориентацию, основное внимание уделялось вопросам женского просвещения.

Общие цели первого женского движения в Германии выражались в следующем:

“Первое женское движение борется за права женщин: право на образование и активное или пассивное избирательное право, право на труд, равные гражданские права, юридическое равенство как в гражданском, так и в уголовном праве. Но сторонницы первого женского движения предполагали не только экономические и политические улучшения и равенства для женщин. Их деятельность имела целью “пробуждение и осознание женщин, как части человечества в целом, к свободному самостоятельному продуктивному труду”, “создание нового типа женщины”, “духовный подъем женского мира” в смысле “полной свободы личности”, и чтобы “своеобразная их деятельность в семье имела выход в общественную жизнь”. С увеличением государственных гражданских прав, с усилением возможности личностной реализации возрастает ее стремление улучшить общество”. (Schenk, 1980, 104).