Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 35

Как правило, любая новая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность.

Социально-экономическая ситуация в России в конце 80-х годов объективно обусловила необходимость инновационной социальной деятельности, которой стала профессиональная социальная работа, форма и технология социального действия, способная снимать стресс, отчуждение, страх перед неопределенностью, кормить, помогать, ухаживать за одинокими и инвалидами и т. д.

Феномен социальной работы сегодня является предметом исследования многих российских ученых. Подходы к определению его сущности, содержания, функций различны, не однозначны и противоречивы.

Так, определяя сущность социальной работы, многие авторы считают, что это:

- “разновидность социальной деятельности...”[23];

- “область активной деятельности...”[24];

- “многогранная целенаправленная деятельность...”[25];

- “содействие людям в решении их личных проблем...” [26];

- “профессиональная деятельность оказания помощи...”[27];

- “профессионально осуществляемая форма социальной поддержки”[28].

Как видно, большинство авторов все же склонны представлять социальную работу как целенаправленное действие, как локализованный в пространстве и времени конкретный акт деятельности социального субъекта по преобразованию социальной ситуации в нужном направлении. Он имеет сложную структуру и многообразен по объему и предмету воздействия, поэтому его возможно структурировать на отдельные действия, что является необходимым и достаточным условием рассматривать социальную работу как социальную технологию. В структуре социальных технологий социальная работа используется  для разрешения социальных противоречий, появляющихся в системе отношений “человек - человек”, “человек - общество”, “человек - государство”, и удовлетворения потребностей личности, группы, общности.

Все виды социального действия, которые осуществляются в рамках соответствующего правового пространства, профессиональную деятельность по гармонизации отношений “человек - человек”, “человек - общество”, “человек - природа”, “человек - среда” с помощью различных средств, методик и техник социального действия, диагностики, реабилитации, коррекции, адаптации необходимо рассматривать как технологию социальной работы.

Любая социальная технология и технология социальной работы не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов деятельности. Для разрешения даже одной и той же социальной проблемы необходимо разрабатывать и внедрять “набор” технологий социального воздействия, учитывая состояние объекта и возможности субъекта, ресурсы, которыми он располагает, мотивы деятельности.

Чтобы решить, например, задачу социальной защиты семей с детьми-инвалидами, необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки. Речь идет о таких случаях и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить задачу. В этом смысле рассматриваемые условия характерны для всех семей, относящихся к этой группе.

Это можно представить себе наглядно:

А    В    С

| a b c |        | a b c |        | a b c |

Здесь А, В, С - три семьи, имеющие ребенка-инвалида; a, b, c - условия (особенности заболевания ребенка, его возраст, степень обеспеченности жильем, материальный уровень, полнота или неполнота семьи, психологический климат, возможность других родственников помогать, интеллектуальный уровень супругов и т. д.), которые делают возможной и необходимой постановку задачи социальной защиты и поддержки этих семей. Как мы видим, эти условия одни и те же в трех случаях (А, В, С).

Опыт показывает, что хотя условия одни и те же, однако процесс работы с этими семьями происходит разными путями. При таком положении очевидно, что наличие различных технологий обусловлено чем-то другим. Дело в том, что, будучи одними и теми же во всех случаях, указанные условия отличаются друг от друга в различных семьях степенью своего развития, глубиной распространения, влияния, словом, своей количественной характеристикой. Поэтому между условиями, необходимыми для решения соответствующей задачи, существуют определенные зависимости, отличающиеся по своей количественной характеристике, что обусловливает и различные технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом - рекомендуется посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.