Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 22

- Служба: социальный работник должен профессиональные обязанности рассматривать как свои прямые обязанности.

- Честность: социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности.

- Учеба и исследовательская работа: социальный работник, вовлеченный в обучение или исследовательскую работу должен руководствоваться договором о проведении научного исследования.

II. Этические обязательства социального работника по отношению к своим клиентам

- Первостепенность интересов клиента: прямыми обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к своим клиентам.

- Права и прерогативы клиентов: социальный работник должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать максимум самостоятельности со стороны клиента.

- Конфиденциальность и сохранение тайны: социальный работник должен уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной помощи.

- Гонорары: устанавливая гонорары, социальный работник должен убедиться, что они справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видом оказанной помощи и со способностью клиента платить.

III. Этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам

- Уважение, честность и вежливость: социальный работник должен обращаться со своими коллегами с уважением, вежливостью, справедливостью и доверием.

- Отношения с клиентами коллег: в обязанности социального работника входит вести дела с клиентами коллег с полной профессиональной отдачей.

IV. Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его

- Обязанности по отношению к организациям, нанявшим социального работника: социальный работник должен твердо держаться обязательств, данных соответствующим организациям.

V. Этические обязанности социального работника по отношению к своей профессии

- Защита чистоты, неприкосновенности профессии: социальный работник должен поддерживать значимость, этику, знания и миссию профессии.

- Работа в обществе: социальный работник должен содействовать профессии, делая социальные службы доступными широким слоям населения.

- Развитие знаний: социальный работник должен нести ответственность за отождествление и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.

VI. Этические обязательства социального работника по отношению к обществу

- Поддержка всеобщего благосостояния: социальный работник должен способствовать всеобщему благосостоянию общества.[18]

Следует отметить, что этические требования к профессиональному поведению и ценностям в кодексах этики социальных работников различных стран очень схожи.

Так, в Кодексе социального работника Великобритании дается свод ценностей социальной работы, в котором подчеркивается, что каждый человек имеет уникальную ценность, независимо от происхождения, этнической принадлежности, пола, возраста, взглядов, социального и экономического статуса и его вклада в общество.

Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей до степени, которая не ущемляет такие же права других.

Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимализма благ для всех своих членов.

Профессиональный социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умений и навыков для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и общностям в их развитии, разрешении личностно-общественных конфликтов и устранения их последствий.

Профессиональный социальный работник руководствуется в своей деятельности прежде всего своим служебным долгом, который должен стоять на первом месте по отношению к личным целям и взглядам.

В этом же кодексе разработаны стандарты этического поведения социального работника и этические принципы в социальной работе, среди которых следует особо отметить следующие:

- Самореализация через взаимозависимость. Целью социальной работы, следовательно, является предоставление возможности всем лицам и группам лиц, представляющим единый коллектив, собственноручно обеспечивать свою личную жизнь и ее условия, обеспечивая себя самостоятельно или с помощью коллектива.