Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 25

Важно также принимать во внимание способность специалиста эффективно работать в данной области, а также готовность к такого рода работе, т.е. личностная характеристика социального работника выстраивается по функциональному принципу - возможности и готовности эффективно работать в сфере организации социального взаимодействия.

3. Формирование профессиональной культуры социального работника, профессионально значимых его личностных черт, его этических характеристик может успешно осуществляться на основании определенных подходов:

- системно-комплексном, позволяющем объективно объединить в целостность профессиональной культуры профессиональные функции, личную специфику работника, типы социальных проблем, с которыми ему приходится иметь дело;

- личностно-деятельностном, позволяющем соотнести личностные черты и способности с характеров и стилем его профессиональной деятельности;

- практико-ориентированном, позволяющем использовать механизмы перевода знаний и навыков специалиста в эффективную практическую деятельность.

4. Специалист по социальной работе должен отвечать определенным требованиям профессиональной этики, основными принципами которой являются: принцип моральной ответственности перед клиентом; принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами; принцип моральной ответственности перед обществом; принцип компетентности.

Только тогда он сможет быть настоящим профессионалом в многопрофильной социальной работе - уметь выполнять свою роль посредника, связующего звена между семьей и государством, учреждениями и службами, между отдельной личностью и ее социальным окружением; роль адвоката - защитника интересов, законных прав человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации; роль конфликтолога, разрешающего конфликтные ситуации своих клиентов; роль аниматора, побуждающего человека к действию для решения своих собственных конфликтов; роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства социальной работы с конкретным клиентом.

Только тогда его работа будет эффективной, когда все названные выше компоненты станут необходимыми составляющими как процесса специализированной подготовки, так и повседневной профессиональной деятельности.


В.П. Подвойский

ЛИЧНОСТНЫЕ “БАРЬЕРЫ” В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

Социальные инновации предстают как важнейшее направление в осуществлении политики государства в социальной сфере.

На сегодняшний день мы имеем достаточно много негативных примеров, когда социальные инновации проводились без должного внимания к кадровому обеспечению социального развития.

Углубленное внимание к “человеческому измерению” социальных инноваций диктуется четким пониманием того факта, что без психолого-педагогического обеспечения указанных процессов они обречены на провал.

Проводимые в последние годы исследования личностных особенностей специалистов и руководителей, препятствующих осуществлению социальных инноваций, позволили решить ряд теоретических вопросов, связанных с особенностями возраста, пола, мотивационной сферы, возможностями переобучения персонала и т.п. В то же время данные работы показали, что проблема нуждается в более глубоком теоретическом изучении. На наш взгляд, одним из новых подходов, позволяющих изучать личностные “барьеры”, препятствующие социальным инновациям, выступает концепция “негативной профессиональной деформации руководителя”.

Интерес к различным аспектам профессиональных деформаций специалистов и руководителей объясняется, с одной стороны, целым комплексом психологических, педагогических, социальных задач, связанных с судьбой этих людей, с другой - проблемностью и нерешенностью многих важнейших сторон этого явления: проблемы развития, существования, границ явления, методов и способов профилактики. Не разрешены проблемы, касающиеся социальной полноценности этих специалистов, их профессиональной адаптации, форм психологической поддержки и коррекции. Не имеется ответов на то, болезнь ли это или форма личной экзистенции, или некие не очень ясные варианты негативного развития личности. Однозначно не установлено, является ли профессиональная деформация негативным изменением психики или она несет в себе черты, дающие людям, профессионалам в конкретной области, определенные преимущества перед другими специалистами, имеющими особое личностное развитие.