Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 24

1.Принцип компетентности.

Работники социальных служб должны быть компетентными в вопросах, входящих в круг их должностных обязанностей. При выполнении своих служебных обязанностей работники социальных служб должны стремиться соответствовать самым высоким требованиям профессионального мастерства.

2.Принцип моральной ответственности перед клиентом.

Работники социальных служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью. Интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником социальной службы.

Работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении информации, полученной в ходе этих отношений.

Работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

3.Принцип моральной ответственности перед обществом.

Деятельность социальных работников должна способствовать росту благосостояния и благополучия всего общества; работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, расовой, религиозной или политической принадлежности, пола или сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

4.Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.

Обязанностью работников социальных служб должно быть накопление и углубление знаний, их полноценное использование в профессиональной деятельности.

Работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими профессиональной миссии.

Работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов: отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

Таким образом, по нашему мнению, требования к этике социального работника определяются следующими факторами:

Во-первых, уровнем культуры современного общества и престижем социальной работы, национальным менталитетом и социальными традициями.

Во-вторых, международными требованиями к квалификации социального работника, которые в определенной мере реализованы в целом ряде стран: Великобритании, Германии, Швеции, Италии и др.

В-третьих, объективными потребностями нарождающихся социальных служб и специализированных центров социального обслуживания населения в определенных качествах социальных работников.

В-четвертых, эффективностью многовариантного, альтернативного решения социальных проблем в условиях переходного периода России на путь новых экономических реформ, поиском результативных решений задач социальной защиты населения в контексте построения нового демократического государства.

Подводя итоги анализа влияния социокультурной детерминации на статус социального работника в обществе, можно сделать следующие выводы:

1. Основными факторами становления профессиональной культуры специалистов по социальной работе являются:

- востребованность обществом профессии социального работника;

- статус профессии социального работника;

- разработанность нормативно-правовой базы социальной работы;

- развитие системы социального обслуживания населения;

- в целом уровень культуры специалистов по социальной работе;

- его личностные качества;

- уровень знаний, навыков, умений в области выбранной профессии.

2. Специалист по социальной работе как профессионал должен обладать определенными профессионально-личностными чертами, необходимыми для работы с людьми (такими, как контактность, коммуникабельность, способность к эмпатии, ответственность, эмоциональная устойчивость, контроль и т.п.).

Формирование профессионально-личностных черт специалиста по социальной работе должно строиться с учетом темперамента, характера и других психологических характеристик личности.