Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 12

Новая концепция состоится, исходя из воззрений на природные системы, включающие элементы науки, культуры, гуманитарных дисциплин, мудрости, социальных ценностей и т. д.

Р. Рамзей считает, что глобальные перспективы и особенности локального применения этой модели могут привести социальных работников к новому, широкому пониманию социальной работы как “науки - профессии”. К тому же есть экспериментальное подтверждение, что предложенная константа может быть представлена в локальных моделях, которые могут отражать и направлять конкретные приложения социальной работы для любого индивидуума, института или нации во всем мире[8]. Несмотря на то, что поиск универсальной константы и попытки разобрать глобальную модель социальной работы, а также дискуссии вокруг этого продолжаются, ученые убеждены, что “все равно придет время, когда изображающие сложные экосистемы с участием человека станут полезным руководством для передовых практиков социальной работы[9].

Практика научных исследований свидетельствует о том, что ученые настойчиво продолжают поиск новых моделей, новых концепций социальной работы. Анализируя проблемы социальной работы как деятельности, они с закономерной постоянностью входят в плоскость практики, рассматривая закономерности объекта и субъекта социальной работы как деятельности, как специальности и профессии. Теория и практика развиваются вместе, взаимовлияя друг на друга и взаимостимулируя дальнейшее движение вперед.

Модели теоретического обоснования социальной работы отражают не только результаты научных поисков и исследований ученых различных школ, но также изменения в самом содержании и формах социальной работы.

Роль и место теории социальной работы в системе других социальных наук во многом зависит от используемых ею методов исследования. Среди ученых различных стран эта проблема вызывает немало дискуссий, особенно вокруг самого понятия “методы, присущие непосредственно самой теории социальной работы”. И здесь зарубежные ученые делают акцент на метод “социальных биографий”.

Биографический метод или метод изучения личных документов - “официальных документов, удостоверяющих личность их владельца, его права, обязанности, общественное положение и содержащих биографические и другие сведения о нем”, - позволяет изучить субъективные стороны общественной жизни, личные отношения человека к социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, к которым он имеет непосредственное отношение. Однако единого подхода к использованию этого метода как “собственно метода” теории социальной работы среди ученых до сих пор нет.[10]

Теория социальной работы, так же как и любая другая научная теория, постоянно развивается на основе практического опыта, научных гипотез, экспериментальных данных и т. д. Являясь по своей природе прикладной, интегративной наукой, она практически не может опираться на какую-то одну модель теории и практики и создает свои комплексные модели, используя всю гамму теоретических и практических подходов к решению социальных проблем.

Важное значение приобретает дальнейшая разработка не только теоретических, но и технологических основ социальной работы, внедрение эффективных социальных нововведений.

Характерно, что каждая страна вносит свою лепту в формирование профессиональной социальной работы, имеет множество особенностей, тенденций и направлений. Однако существует и немало общего.

Так, в первые десятилетия ее развития в США, Германии и других странах доминирующим методом социальной работы была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стала использоваться социальная групповая терапия, а позже вошла в практику и социальная работа в общине. Эти три формы социальной работы стали, по существу, классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах. Вместе с тем, жизнь постоянно требовала совершенствования подходов к решению проблем клиентов и вносила свои коррективы в теорию и практику социальной работы, в подготовку профессиональных социальных работников. Например, с середины 80-х годов вышеназванные классические методы (индивидуальная помощь, групповая терапия, работа в общине) стали дополняться другими подходами, в частности психологическими и техническими приемами, связанными с диагностикой и изучением клиента, его семьи, социальной микросреды; разработкой конкретных методик социальной работы, а также терапевтических методов или проблемно-ориентированных способов работы.[11]