Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 27

2) Каким образом возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные позиции: созревания, обучения, творчества самого субъекта. Подобные доминанты можно обнаружить и в анализе источников исторического развития человеческой психики. В этом случае созреванию будут соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь, по существу, продолжением личностного развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей, прежде всего руководителей, в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качества и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию психопатологии личности. Создание новых аспектов психического опыта - процесс противоречивый, он ведет не только к процессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых психических, а также к возникновению негативных. Человек желает стать более “психологически сильным” в более “психологически слабом” социальном окружении. Это, как правило, общепринятый результат психологического творчества по совершенствованию. Указанный подход нарушается редко. Хотя именно его нарушение является в данном случае конструктивной альтернативой, продуктивной моделью личностного самосовершенствования.

Правило “желать другим тех изменений, которых не желаешь себе” - это, по существу, психологический рудимент, который выступает как основное проявление профессиональной деформации.

В связи с этим весьма важно то, что понять иллюзорность сознающего мир человеческого духа не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Слишком велик заслон на пути такого понимания, слишком прочны баррикады прошлого опыта и несбывшихся надежд на счастливое будущее. Продираться сквозь них, преодолевая и удобные социальные стереотипы, и обиходные идеологические представления, устойчивые эмоциональные реакции, и отработанные всем воспитанием идеи, приходится отнюдь не по свободному выбору не знающего сомнений, ошибок, разочарований незрелого ума и не по первому побуждению страстей.

Свободный человек, творческая личность вырабатывает вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и вся проблема, что и в процессе социальных инноваций есть своя, неподвластная ни воображению, ни сознанию логика. Скорректированный замысел воплощается в нечто, отличное от первоначального, а поведение другого - порой в нечто, в корне отличное от цивилизованного.

В развитии человека наука выдвигает весьма утешительную картину: от мифов - к легендам, от них - к утопиям, а сейчас происходит переход к научному осознанию человека, а стало быть, возможностям его контролировать, регулировать, совершенствовать и управлять им для его пользы. Но никому не удалось добиться соответствия социального замысла - реальности. А модели человека - реальному человеку. Не удалось, ибо путь от мифов, легенд, утопий к научному пониманию - не что иное, как новый миф, но вредный, так как может служить основой несвободы.

Общие связи между явлениями в отличие от связей всеобщих, запечатленных в законах (предельный уровень общего), могут быть зафиксированы познающим субъектом в своем собственном психологическом опыте.

Ориентация на идеи неоклассической философии дает возможность более четко и системно осознать изменения, происходящие в понимании регулятивов, определяющих характер человеческой жизнедеятельности.

Этот подход подчеркивает и выявляет многоплановость самостоятельных процессов, соприкасающихся в полифонии, синергетику их взаимодействия, многоплановость эволюционных процессов, их непредрешаемость, открытость, незавершенность, сосуществование и взаимосопряжение разнообразных процессов, сохраняющих свою самостоятельность и, вместе с тем, сочетающихся в единство высшего порядка.