Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 30

Сегодня 97,5 % средств на социальное страхование идет от работодателей и зависит от фонда оплаты труда. Таким образом, в социальных фондах резервируется определенная доля цены рабочей силы на случай утраты наемным работником трудового дохода.

По определению толкового словаря, инновация - это “создание, распространение, применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения”.[19] По данному критерию факт отделения страховых средств от бюджета можно отнести к инновации революционного характера.

Теперь пришло время дальнейшего совершенствования финансирования сферы социальной работы путем перехода на инновации эволюционного типа. Началом процесса могло бы стать принятие единого для всех государственных внебюджетных фондов закона об их деятельности.

Следующим шагом было закрепление в уставах фондов нормы по усилению обязательности расходования накопленных средств. В настоящее время эта норма присутствует только в Пенсионном фонде.

Тем самым будет повышена необходимая для общества заинтересованность фондов не в экономии средств, как сейчас, а в расходовании их на социальные цели. И, конечно, необходим общественный контроль со стороны страховщиков и страхователей за исползованием средств социальных внебюджетных государственных фондов.

Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта состоит в нивелировании экономических различий граждан в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности наиболее незащищенных слоев населения. Это выражается в направлении финансовых ресурсов в сферу социальной работы, как сферу потребления.

Однако переходный период характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, в стране не был создан механизм социальной защиты граждан через собственность. Как уже отмечалось выше, основная масса населения не обладает собственностью, из которой можно извлечь доход. А без этого не может быть реализован сущностный аспект социальной работы, состоящий в раскрытии внутреннего потенциала личности.

Во-вторых, даже к концу 90-х годов система социальной работы все еще не вошла в рыночные отношения. Сохранился патернализм государства. Функция социальной поддержки реализуется и строго регламентируется через систему социальных служб в виде федеральных, региональных или муниципальных структур, собственником которой  является государство. Государство выступает не только в качестве субъекта собственности этой структуры, но в качестве субъекта распределения и субъекта управления. Вследствие этого экономика сферы социального обслуживания регулируется его, государства, управляющим воздействием сверху вниз.

Третья особенность состоит в том, что государство, практически полностью сосредоточив в своих руках все направления социальной работы, не в состоянии финансировать ее в требуемом объеме.

Отдав большую часть собственности в частные или акционерные руки, государство потеряло свою особую роль и стало практически рядовым участником “экономической игры”. Доля государственного бюджета в валовом национальном продукте уменьшилась более чем в 2 раза: с 53,7% в 1985 г. до 26,0% в 1995 г. Только за период с 1992 г. по 1995 г. удельный вес расходной части бюджета в ВВП сократился с 33 до 29%. 90-е годы характеризуются большим бюджетным дефицитом. И несмотря на то что в условиях усиления экономического неравенства произошло расширение социальных обязательств государства, финансовые источники сократились. Социальные расходы все больше перекладываются на ресурсы территориальных бюджетов, на плечи самого населения.

Руководители региональных служб, насколько возможно, растягивают уменьшившиеся бюджеты, а муниципальные - ищут дополнительные источники финансирования. Инновационным вкладом здесь должно бы стать направление налоговых поступлений от мелкого и среднего предпринимательства полностью в муниципальные бюджеты и значительное увеличение доли от всех поступающих налогов - в местные бюджеты территорий.