Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 37

Впечатления от приобретенного опыта усугубляются у подростков особенностями возрастного восприятия, поисками собственного соответствия, развитием жизненных перспектив. Молодые люди усваивают, что действительно лишь право сильного, а они в этом мире относятся к слабым. Только некоторые из них имеют возможность получить желаемую профессию, многие сразу же после окончания школы становятся безработными, им трудно найти квартиру, которую они были бы в состоянии оплатить. Они остаются жить в семье, т. к. альтернатива только одна - бездомность. Таким образом, процесс становления молодого человека как самостоятельной личности часто ведет в тупик.

В связи с тем что многие подростки не имеют возможности активно планировать и строить свое будущее и тем самым ограничиваются их жизненные перспективы, они не видят другого пути, как за ширмой агрессивности попытаться спрятать свой страх, бессилие и разочарованность. Их агрессия проявляется в драках и потасовках, погромах, а также в форме саморазрушения посредством алкоголя и наркотиков. В этой ситуации часто единственной инстанцией, которая может о них позаботиться, являются органы охраны правопорядка, так как ослабление связей в семье, снижение внимания школы к своим ученикам, неразвитость служб социальной работы и социальной педагогики приводят к ослаблению надзора за несовершеннолетними подростками.

Процесс взросления предполагает определенный переворот в жизни подростков и часто связан с проявлениями насилия, которое рассматривается как возможность к отправлению власти, реализации интересов, а также как способ общения, коммуникации с целью привлечь внимание, быть в центре происходящего. Его спектр распространяется от шалостей на улице, угрожающего внешнего вида до физических нападений вплоть до применения оружия.

Подростки на улице воспринимаются обществом как нечто мешающее общему порядку. Если по-одному с ними можно справиться или просто проигнорировать, то вместе они представляют собой шумную, агрессивно настроенную группу, рядом с которой любой прохожий чувствует себя просто неуютно. Эти подростки сживаются с опытом ни в коем случае не принадлежать к тому миру, в котором царят благополучие, порядок и послушание, т. е. Дому, школе, всему, что с ними так или иначе соотносится.

В течение долгого времени эти подростки довольствуются минимумом партнеров для общения, одаривают своим доверием только тех, кто принимает их образ жизни, их способы общения, их язык и культуру.

Точных статистических данных о тех, кого называют “детьми улицы”, не существует. По различным официальным и экспертным данным количество детей улиц, которые сосредоточены, в основном, в крупных городах, составляет в России от 300 до 500 тысяч, причем 20 - 80 тысяч из них находятся в Москве [29], куда стекаются со всей России и из ближнего зарубежья неустроенные и обездоленные. После принятия в 1991 году Закона о приватизации в Москве появилась абсолютно новая категория маленьких бродяжек, бомжей, потерявших не только свое жилье, но и право на него. А вскоре их ряды начали пополняться другими детьми - беженцами из разных регионов бывшего СССР. Кроме того, каждый день в оперативных сводках по Москве появляются 10 - 12 сообщений о розыске детей, из детдомов и интернатов разыскиваются чуть больше 200 воспитанников. Согласно исследованию, проведенному НИИ МВД России, большинство детей-путешественников уходят из дома добровольно. Среди причин ухода: конфликты с родными (48%), ссоры со сверстниками (20%), боязнь наказания за совершенное правонарушение (14%), тяга к перемене мест (14%), школьные проблемы (4%). Когда же бегут на волю воспитанники детских домов, расклад побудительных мотивов несколько иной: жестокость со стороны сверстников (26%), боязнь наказания (16%), конфликты с администрацией (14%), “за компанию” (14%), тоска по матери (2%).[30]