Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 42

“Они (женщины) будут определены и различны по отношению к мужчине, но не он по отношению к ней; она неглавное в присутствии главного. Он есть субъект, он - самодержавен она - другое дело” (Beauvoir, 1968, 11). “Драма женщин состоит в конфликте между фундаментальным правом каждого субъекта, который всегда остается существенным, и невозможностью приспособить это к конкретной ситуации.” (Beauvoir, 1968, 11).

Вольф-Грааф различающиеся феминистические положения связывает следующим образом:

“Вследствие того, что женщина не может осуществлять контроля за рождаемостью, а искусственное зачатие невозможно вследствие также биологической способности рожать детей, она была порабощена мужчиной, что привело к культурному превосходству мужчин в процессе становления человечества. Мужчина ведет себя как руководитель. Он совершает основную работу по развитию человеческого общества на все более высокую ступень... Женщина же оставалась в плену своих биологических функций - постоянной беременности и рождения ребенка, была зависима от мужчины, который доставлял пищу и защищал ее” (Wolf-Graaf, 1981,108).

Эти экзистенциально-феминистические позиции основаны на тезисе, что сфера производства, которая находится в руках у мужчин, ставит репродуктивное начало на некоторый период в зависимость от труда. Но с развитием индустриализации растет производительность труда и повышается благосостояние, при этом сектор воспроизводства вновь получает сильное самостоятельное начало.

“Феминизм олицетворяет возмущение сферы репродукции против сферы производства.

Феминизм атакует старые личностные формы трудовых отношений между людьми, глубоко укоренившиеся формы эксплуатации человека человеком. Ликвидация общественных барьеров может быть достигнута только тогда, когда социальные классовые различия, благодаря повышению уровня жизни, будут нивелированы и различие полов будет незначительным” (Schenk, 1980, 216).

Эти аргументы являются отправной точкой марксистки ориентированной теории эмансипации.


Социалистическая теория эмансипации

В то время как экзистенциалистически-феминистическая теория исходит из того, что противоречия между полами, как например угнетение женщины мужчиной, были исторически первичны, а классовые противоречия являются вторичными, социалистическая теория эмансипации аргументирует противоположный подход: сначала развивались классовые противоречия и угнетение, а угнетение мужчиной женщины есть производное от этого. Клара Цеткин как руководитель социалистического и пролетарского женского движения сформулировала это следующим образом:

“Основная причина классовых противоречий, которая этому способствует, - это частная собственность, которая в буржуазном обществе является своеобразным центром товарного производства с целью улучшения жизни и повышения ее культурного уровня. Поэтому женщины, угнетаемые и эксплуатируемые классы должны добиваться полного и справедливого освобождения и равенства, стремиться к уничтожению основной причины разделения на классы. Только на основе перестройки экономики можно создать новые, более высокие, формы жизни, которые гарантируют всему сообществу женщин действительную свободу развития и деятельности, только организованная классовая борьба всех эксплуатируемых без различия полов приведет к этой цели, а не борьба женщин против мужчин без классовых различий, как представлялось ранее” (Цеткин, Menschik, 1977, 45).

Отправным пунктом каждой марксистской женской теории предполагается первобытное общество, которое было образовано исходя из прав матери и матриархата. Растущее разделение труда привело дальнейший исторический процесс к развитию частной собственности и патриархату. Август Бебель проанализировал это в своей знаменитой работе “Женщина и социализм” (1879).

С увеличением разделения труда вступило в силу не только открытое разделение деятельности, но и различие в заработке. Рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие, требующие особых знаний и, в еще большем объеме, изготовления утвари и инструментов, становились преимущественно привилегией мужчин. Мужчина, который на этом этапе развития выступил на первый план, стал единственным господином и собственником складывающихся на этой основе государственных отношений...