Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 20

В конце 1993 года в Башкортостане были осуществлены нововведения в организацию пенсионного обеспечения. Суть его заключалась в том, что Указом Президиума Верховного Совета РБ контроль за сбором страховых взносов был возложен на налоговую инспекцию, а право распоряжаться пенсионными средствами - на Министерство социальной защиты республики. Тем самым был положен конец спорам, которые без конца возникали между системой соцзащиты и Пенсионным фондом. Отделение Пенсионного фонда было ликвидировано в сентябре 1993 года.

Главное преимущество нововведения: соединение в одно целое финансирования и расходов позволяет осуществлять действенный региональный контроль за правильным и целевым расходованием средств пенсионного фонда отделами социальной защиты населения, которые теперь обязаны обеспечить эффективное функционирование всей “цепочки” - от сбора средств до получения человеком пенсии.

Получив право распоряжения пенсионными средствами, Министерство республики получило и возможность комплексно решать вопросы социальной защиты населения. Если раньше отделение ПФРБ не участвовало в программе социальной защиты, финансировало лишь отдельные мероприятия, то сейчас эти средства являются дополнительными к бюджетным источникам финансирования.

Принятая в Республике Башкортостан модель пенсионного управления доказала свою жизнеспособность, отвечает назначению пенсионного обеспечения. Однако как считают в Башкортостане, необходима Федеральная пенсионная служба с четкой методикой организации. Актуальность этой проблемы возрастает в связи с переходом на страховое пенсионное обеспечение.[17]

Новая функция налоговой инспекции, определенная Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан “О мерах по упорядочению пенсионного обеспечения РБ” (декабрь 1993 г.), состояла в том, чтобы осуществлять сбор и аккумуляцию пенсионных средств. Между налоговой инспекцией и Министерством социальной защиты республики был заключен договор о совместной деятельности и условиях оплаты выполняемой работы. Налоговой инспекции была передана также функция по контролю за полнотой, своевременностью и правильностью поступления страховых взносов. Все это способствовало возрастанию объемов денежных средств, укреплению дисциплины налогоплательщиков и в целом улучшению деятельности пенсионной системы в Республике Башкортостан.

Следует подчеркнуть, что нововведения, связанные с реализацией концепции реформы пенсионного обеспечения, введение персонифицированного учета, это также, по существу, начало изыскания новых технологий пенсионного обслуживания.

Итак, анализ развития инновационных процессов в теории и практике социальной работы дает определенное представление о сущности социальных нововведений, источниках и предпосылках, а также механизмах социальных инноваций в современных условиях. Он свидетельствует о необходимости оптимизации и ускорения внедрения социальных новшеств в практику социальной работы на основе теоретических разработок, отечественного и зарубежного опыта. Важное значение приобретают обучение специалистов по социальной работе методам управления инновационными процессами, изучение методики и критериев оценки эффективности социальных нововведений, принципов и методов инновационной деятельности, ее организационных форм, технологий инноваций и т. д.

Нововведения в социальной работе должны стать предметом научных исследований, анализа сложившегося положения вещей, разработки, развития и оценки нововведений.

Инновационные процессы в теории и практике социальной работы в России имеют свои специфические особенности и, несмотря на то что носят порой недостаточно последовательный и научно обоснованный характер, способствуют повышению эффективности социальной защиты и поддержки населения, особенно его наиболее социально незащищенных слоев, от негативного воздействия рыночных отношений в обществе.


Г.Ю. Бурлака

ЭТИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ