Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 10

Университеты, начавшие обучение социальной работе, оказались в довольно невыгодной позиции из-за нехватки преподавателей в этой области, недостатка учебных материалов, отсутствия опыта в обучении в социальной сфере, перспектив обеспечить работой своих выпускников. Из всех вариантов наиболее существенными проблемами являются дефицит преподавателей и организация практики. В некоторых случаях проблемы социальной работы были бы решены при помощи партнерских отношений с западными школами. Однако число таких институтов очень мало и возможности их ограничены.

Первые выпускники этих факультетов покинули университеты летом 1996 года. Нам неизвестно, скольким из них удалось устроиться на работу по специальности. Мне кажется, что нам необходимо получить такую информацию, чтобы строить планы на будущее. Нам очень важно создать сеть социальной сферы для выпускников, которые в будущем, возможно, будут руководителями, а также для поддержания их, когда они со временем будут пытаться ввести новаторские предложения, которые не всегда будут встречены благосклонно.

Развитие концептуальных и исследовательских знаний в социальной работе в России

Множество научных работ, но еще небольшое количество книг концентрируют свое внимание на различных аспектах социальной работы, появившейся с 1991 года. Я не читал большинство из них и поэтому не могу объективно выразить свою точку зрения. Но в тех, что я прочел или о которых слышал, значительное место отводится различным критическим моментам. Но это не свидетельствует об ограниченности; большинство из лекторов, которых я встречал, - очень интеллигентные люди, и многие из них серьезно интересовались проблемами социальной работы. Такое положение дел частично обусловлено новизной концепции, и необходимо время, чтобы ее переработать и внедрить. Это также относится и к традиции выпускать научные работы для поддержания чьей-то репутации как ученого, хотя в целом произведение носит описательный характер и не является аналитическим или содержащим критику. Создается впечатление, что российские авторы также игнорируют или не знают о рефлективной и уполномочивающей традиции в отношении к практике социальной работы и ее теории, в то время как их внимание преимущественно сосредоточено на учебниках по технологии. Это положение можно принять как руководствующееся стремлением практического обоснования научного знания, но и как подавление рефлективных и уполномочивающих традиций, характерных для коммунистической России (Шон, 1987 г., Врай и Шот, 1995 г.).

Ранее были переведены лишь некоторые книги по социальной работе, и большинство лекторов не допускались к иностранным журналам и книгам, даже если они могли читать их на иностранных языках.

В то же время применение иностранных знаний не всегда приемлемо в любой стране и это особенно проблематично в России вследствие больших отличий содержания жизни от западного образа.

В общем, потребуется много времени, чтобы создать новую профессию и параллельно новую академическую дисциплину, учитывая опыт Запада. Поэтому, несмотря на препятствия на пути создания этой новой профессии, настало время принять необходимые шаги для организации хорошо подготовленных групп, финансово поддерживаемых для решения проблем своих клиентов.

Упорядоченные общественные организации, не контролируемые правительством или одним из министерств, но сотрудничающие с ними, являются важным инструментом в достижении этих целей.

Обучение преподавателей должно получить преимущество в подготовке учебного процесса. Обучение новых студентов должно быть более избирательным и с учетом специализации.

Выпуск учебников должен поощряться частично с помощью тесного сотрудничества с иностранными социальными школами, а также необходимо введение новых исследовательских парадигм.

Единственный способ сопротивляться безразличному отношению - это демонстрация практики социальной работы, подчеркивание превосходства ценностей и концентрированного отношения к социальной работе, а прежде всего поддержание все большей части социально уязвимых членов общества.