Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 15

Формы и методы работы таких центров многообразны. Они призваны работать непосредственно с каждой семьей и отдельным человеком. В этом центре оказывается содействие в получении льгот, пособий, компенсаций, денежной и натуральной помощи, кредитов; ведется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов, налаживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации; даются консультации по вопросам жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов. Нередко в таких центрах работают “телефоны доверия”, клубы и общества взаимопомощи и взаимоподдержки, группы дневного пребывания детей и матерей с детьми. Центры также являются местом проведения семейного досуга - праздников, соревнований, конкурсов, организации курсов по ведению домашнего хозяйства и др. Центр оказывает помощь беременным женщинам и кормящим матерям, заботится об инвалидах, ведет разностороннюю работу по планированию семьи, помогает нуждающимся избавиться от вредных привычек и т.д. Такие центры активно функционируют в Тюмени и Красноярске, Москве и Пскове, Кургане и Махачкале, других регионах страны.

В систему социального обслуживания семьи и детей входят и другие учреждения нового типа: центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи по телефону, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Если в начале 90-х годов их были единицы, то на 1 января 1993 года - 63, а на начало 1996 года - 1421. В 1997 году по предварительным данным их уже более 2000.

Вместе с тем, подобные учреждения есть и в ведении других ведомств народного образования, здравоохранения, комитетов по делам молодежи.

Несколько лет назад, в августе 1994 года, сделали свои первые шаги социальные приюты. 6 мая 1994 было утверждено Примерное положение о социальном приюте для детей и подростков. Социальный приют является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, которое оказывает на территории города или района социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации. Целью создания подобных учреждений является оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания (от 1 до 6 месяцев), оказание правовой, медико-психологической, педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство. Приют предназначен для детей от 4 до 18 лет, поступающих туда в соответствии с основаниями, определенными Положением. В структурных подразделениях социального приюта создаются необходимые условия для пребывания (для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи).

В 1996 году таких приютов для детей и подростков в России насчитывалось более 200.

Одним из первых подобных социальных учреждений стал петербургский приют “Дом Астрид”, получивший статус воспитательного дома. Знаменательно, что руководители этого приюта, изобретя и отработав свою модель возращения беспризорных детей в общество, с удивлением обнаружили, что два века назад подобный порядок был предложен в России И.И. Бецким, стоявшим у истоков развития отечественных детских приютов.

Уже первый семинар руководителей социальных приютов, проведенный в 1994 году, показал, что в российских городах началось официальное воссоздание приютов. В Петербурге и в Самаре, в Пензе и в Мурманске, в Екатеринбурге и Псковской области, в других городах и областях России успешно функционируют подобные социальные учреждения нового типа. Несмотря на различия в формах и методах работы, делают одно важное дело, помогая безнадзорным детям обрести себя.[14]