Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 6

- функция обслуживания;

- функция специального обучения;

- обладание специальными знаниями;

- прикладной характер знаний.

Одной из особенностей в различении профессий и занятий является фокусирование элемента призвания, которое заключает в себе осуществление поставленных целей и использование людьми полученных результатов, а не только для достижения цели зарабатывания денег.

Основы социального мандата профессионализма включают в себя:

1.Требования к знаниям: по словам Эверта Хугеса, одного из первых социологов, заинтересовало в профессионализме такое явление, как “профессиональное призвание знать лучше других природу вещей, знать как можно лучше клиентов, которые обращаются к профессионалу для получения определенных услуг” (Хугес. - 1993, с. 375).

2.Способность мыслить шире, чем какая-либо влиятельная персона: “В профессиональном деле должен быть человек, который объективно думает о проблеме, но воспринимает ее как свою и решает ее должным образом (Хугес, там же).

3.Право отказаться от руководства непрофессионалами (Хугес, там же).

4.Как Хугес, так и Бекман (1990) подчеркивают, что власти, инвестирующие профессионалов - “действующие власти надеются, что опыт профессионалов будет передаваться от одних к другим, которые будут действовать согласно профессиональным инструкциям” (Бекман, с. 126). Бекман предполагает, что при всем соблюдении органами власти формальных обязательств, они недостаточно оценивают профессионалов (например, право принятия таких решений, как лишение родительских прав и отлучение детей от родителей, принудительное заключение в психиатрические больницы).

Как предлагает Вебер, профессиональные власти должны быть смешанным органом: рационально-нейтральный тип должен сочетаться с харизматическим типом. Это касается как институционного, так и личностного аспектов.

По мнению Хугеса и Бекмана, в некоторых профессиях, таких как священник, психолог и социолог, профессионал владеет тайной информацией или так называемыми “запретными знаниями”, а именно “знаниями, отличающимися от обычных, позволяющими смотреть на вещи с неожиданной стороны (Хугес, с. 290). Хугес отмечает, что в этих профессиях редко приходят к согласию и точно определяется результат профессиональной деятельности, который мог бы быть рассмотрен как объективный. Напротив, считается, что существуют объективные рамки, помогающие успешно решить проблему, рассматривая ее с профессиональной точки зрения (Хугес, с. 321 - 322).

5.Основа социальной работы заключается в поддержке в каждом обществе социально более уязвимых людей как ради них самих, так и с целью поддержания социальной структуры.

Это же является частью работы социологов, каждый из которых должен дифференцированно подходить и к проблеме, и по отношению к каждому социально уязвимому человеку, не отталкивать его. В этом смысле социальным работникам предъявляются требования особого поведения, которые должны в значительной степени отличаться от поведения большинства “в хорошем смысле слова”.

Как Хугес, так и Бекман пришли из социологии, это, возможно, объясняет три основных момента в их профессиональной жизни:

1.Переживание за других людей - это часть их каждодневной работы. Через страдания, душевные раны и безысходность временами приходит облегчение, что дает настоящее профессиональное удовлетворение.

2.Как часть социального мандата большинство профессиональных деятелей осуществляют свою деятельность через заботу и контроль. Многие профессионалы предпочитают не выполнять функции контроля, осуществляя только функцию заботы. И напротив, некоторые ученые, такие, например, как Фокаульт, не согласны с тем, что все профессионалы осуществляют только  контролирующую функцию.