Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 8

Я полагаю, что понятие “полупрофессия” отражает все те проблемы, которые социологи и общество в целом связывают с этими новыми профессиями, с отличиями от норм, установленных старыми профессиями. Социальная работа во многом сложнее, чем медицина и право, в определении ее целей, базовых знаний, нравственности, методов решения вопросов, относящихся к ней.

Поэтому нам нужна новая парадигма, если мы хотим понимать социальную работу и ее социальное значение в большей степени, чем просто пытаться приспособить ее к старой парадигме, которая не отличалась особой сложностью.

Создание новой концептуальной парадигмы занимает длительное время и обычно вызывает сопротивление, особенно у тех, кто создавал старые парадигмы, нуждающиеся в настоящее время в пересмотре.

Сам факт развития социальной работы в посткоммунистических странах может быть использован не только для понимания ее уникальности, но также и как оказание помощи в создании новой парадигмы.

Профессии, включая и вспомогательные, критиковались начиная с середины 60-х гг. вследствие их якобы вмешательства в личную жизнь людей, и особенно пресекалась любая инициатива личной ответственности со стороны людей светских (Иллич, 1967 г.). Эта критика в особой мере касалась области медицины (Фридесон, 1994 г.). Пытаясь принять во внимание  эту точку зрения, социальная работа была направлена на группы потребителей, отдельные личности и коллектив (Мулендер и Ворд, 1991 г., Парслой, 1996 г.). По правде сказать, социальная работа на Западе имела много недостатков по всем направлениям, но по другим вспомогательным профессиям, особенно в медицине, сделано еще меньше, чем в других областях.

Развитие социальной работы в России

Из всего вышесказанного можно понять, почему социальная работа в России начала развиваться в начале 90-х гг.:

- Россия достигла постиндустриальной фазы

- Началось развитие капитализма вместе со всеми присущими ему недостатками (по крайней мере, многими из них)

- Более того, произошло признание социальных и личных проблем, которые возникли при старой системе, но не были до конца разрешены и сейчас вышли на поверхность сознания общественности (такие, как алкоголизм, отказ от детей, насилие в семье и т. д.)

- Как необходимое дополнение в новых условиях иностранные консультанты принимали прежде всего профессиональную социальную работу, но не малоквалифицированную рабочую силу “практикующих социальных работников”.

Оценивая западный опыт как успешный, очевидна готовность перенять его в общих чертах.

Как иностранная, так и российская пресса отмечали ряд непризнанных до настоящего времени в российском обществе видов социальной работы, которые дали бы россиянам возможность (хотя и не большинству из них) стать признанными в результате решения новых проблем, требующих внимания (так, например, оскорбление детей, сексуальное домогательство, изолирование недееспособных людей).

- В ходе социальных и экономических изменений в России некоторые академические дисциплины утратили свое значение в рамках учебного процесса, возникла необходимость введения новых дисциплин, в развитие которых можно было бы вкладывать средства.

Более того, некоторые категории работников оказались без работы или объем их работы сократился, и это было воспринято положительно в связи с использованием их прежних мест для социальной работы (военнослужащие, психологи, учителя).

- Стало ясно, что прежняя сеть социального обеспечения уязвимых групп населения была разрушена как из-за недостаточного финансирования, так и вследствие изменения характера социальной работы и критического положения новых социально уязвимых групп (безработные, бездомные, недостаточная пенсия, низкий уровень заработной платы, задержанные платежи, переселение в Россию большого числа русских семей из других регионов бывшего Советского Союза).

Некоторые новые и потенциальные возможности стали развиваться в России в форме неправительственных некоммерческих организаций, в деятельности которых, главным образом, участвуют родственники, потребители (акционеры) и дипломированные специалисты.