Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 4

В большинстве стран в настоящее время прослеживается тесная связь между обучением социальной работе и процессом социальных реформ. Обеспеченные юридическим мандатом социальные службы, разумеется, имеют особенно сильное влияние как на практику социальной работы, так и на обучение. Эта связь особенно явствует в опыте Дании, Финляндии, Италии, Швеции, Соединенного Королевства. В более общем смысле взаимозависимость обучения социальной работе и направления социальной политики обусловлена. Кризис “государства всеобщего благоденствия”, который ощущается во многих передовых индустриальных странах, уже имеет далеко идущее негативное влияние на обучение социальной работе в качественном и количественном отношении. Медленно развивающаяся экономика в таких странах, как Бельгия, Дания, ФРГ и Соединенное Королевство, подорвала веру народа в инструменты “государства всеобщего благоденствия” (Welfare State) и способствовала сокращению социальных расходов.

В таких условиях социальная работа часто занимает оборонительную позицию: критика социальной работы растет, в то время как проблемы, с которыми она сталкивается, углубляются. В результате растет недовольство среди профессионалов социальной работы, они часто уходят. Однако в целом ситуация неоднозначна. Специфика ряда стран заслуживает тщательного рассмотрения. Скандинавские страны (исключая Данию), например, несмотря на экономические трудности, сохранили веру в “государства всеобщего благоденствия” (например, Финляндия).

В Греции, Турции социальная работа все еще представляет собой “развивающуюся индустрию”.

Происхождение социальной работы в Европе имеет глубокие корни в национальной истории различных стран. Женское движение, церкви, рабочее движение играли свою роль. Однако международные контакты тоже являются фактором, влияющим на развитие социальной работы. Основание Международной ассоциации школ социальной работы в Париже (1928 - 1929) под руководством видного деятеля международного социального движения, основательницы социального профессионального образования в Германии Алисы Саломон было важной вехой на этом пути. Но военное, экономическое и идеологическое крушение национал-социалистической системы в 1945 г. привело к усилению американского влияния почти во всей Европе. Американские эксперты и идеи играли ключевую роль в реконструкции социальной работы и обучения социальной работе в значительной части Европы в послевоенный период. Это явление, возможно, отражало не только мощь Соединенных Штатов в то время, но и довольно высокий профессиональный уровень социальной работы в США.

И она заслуживает более подробного анализа.

Социальная работа в США занимает важное место. Система социальной работы в стране складывалась на протяжении столетия, она взяла свое начало со времен Джейн Адамс, которая начиная с 1889 г. помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. В настоящее время социальная работа в США - это, своего рода, индустрия.

Условно можно разделить социальную работу по : а) сферам деятельности социального работника; б) по проблемам клиента; в) по категориям клиентов.

Сфера социальной работы в стране постоянно расширяется: американских социальных работников можно встретить в различных правительственных учреждениях, на предприятиях, в офисах, школах, центрах охраны здоровья, агентствах по охране семьи и ребенка, центрах физического и психического здоровья, госпиталях, психиатрических лечебницах, воинских подразделениях, церквях, тюрьмах, коммьюнити-центрах и т.д. Социальные работники церкви, например, работают с прихожанами разных возрастов. Прямо в церкви для детей они организуют подобие “живого уголка” с аквариумом, клетками с певчими птицами, а для любителей музыки в церкви организуются концерты. Социальный работник заботится о том, чтобы ночью бездомные могли провести ночь в церкви более или менее сносно, а утром именно социальный работник церкви с помощью добровольцев кормит на церковном дворе голодных.