Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 16

Все более широкое развитие получают “телефоны доверия”, в 1996 году их было 193 ( ср.: в 1994 году - 36). Это тоже одно из новообразований последнего времени. Они предназначены для оказания экстренной психологической помощи по телефону, снижения уровня агрессии у людей, формирования их психологической культуры и укрепления психического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения, в том числе детей и подростков. Принцип анонимности - вот главная особенность, закрепленная в требованиях к центрам экстренной психологической помощи по телефону. Этот принцип важен также и для самого телефонного консультанта. Основные задачи “телефонов доверия”: обеспечение доступности и своевременности психологической помощи гражданам, психологические консультации и т. д.

В 1995 году в подмосковном городе Щелково состоялась первая конференция на тему “Проблемы развития телефонов доверия в России”. В ней приняли участие 200 специалистов из 60 городов. В ходе конференции был обобщен первый опыт деятельности телефонных консультантов и организаторов-управленцев, ответственных за создание и развитие таких служб на местах.

Характерно, что по мере становления этих служб, происходили существенные изменения в организационной и управленческой структуре, а также в категориях обслуживаемых граждан. Так, первоначально, в 1991 году, предполагалось, что система психологической помощи населению будет развиваться как надведомственная федеральная структура, не подчиненная какому-либо отдельному министерству служба. Поэтому в регламентирующие ее деятельность документы закладывались наиболее обобщенные требования, отражающие интересы здравоохранения, образования и других заинтересованных ведомств, позднее в их число вошли Комитет по делам молодежи и Министерство социальной защиты населения. Было разработано и утверждено Положение о центре экстренной психологической помощи по телефону (1994 г.).

Научно-введенческой группой ВНИК “Территориальные социальные службы” Минсоцзащиты России были подготовлены проекты документов, в частности квалификационных характеристик и должностных инструкций руководителя службы “телефона доверия”, консультанта. Была создана Российская ассоциация “Телефоны экстренной психологической помощи” (РАТЭП). Особое внимание было обращено на изучение и обобщение различных точек зрения на требования к базовому образованию, уровню первичной специальной подготовки и стажу практической работы руководителя и консультанта телефона экстренной психологической помощи.[15]

“Телефоны доверия” прочно завоевали свое место в жизни общества в нынешнее непростое время, когда важное значение приобретают не только материальная помощь, но и поддержка участием и добрым словом.

Широкий спектр направлений деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей свидетельствует о некоторых устойчивых тенденциях развития инновационных процессов в Российской Федерации в последние годы. В 1996 году почти в 70 регионах России действовали учреждения социальной реабилитации детей и подростков (ср.: в1994 - в 52); в 44  - реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями (ср.: в 1994 - в 35); в 53 - центры социальной помощи семье и детям (ср.: в 1994 - в 42).

Развиваются новые виды учреждений - женские и мужские кризисные центры, социально-оздоровительные центры и т. д.

В настоящее время в Российской Федерации только в системе социальной защиты населения функционирует почти 1800 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Анализ показывает, что особенно продуманная система учреждений, оказывающих семье и детям всестороннюю социальную помощь, складывается в Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Вологодской, Иркутской, Тюменской, Нижегородской и других областях, а также в Красноярском и Краснодарском краях, Ханты-Мансийском автономном округе и других регионах.

При создании системы социального обслуживания семьи и детей, как и в целом всего населения России, был использован зарубежный опыт, признанный во всем цивилизованном мире, где действует многофункциональная самостоятельная отрасль - социальное обслуживание населения.