Социальная работа: инновационные и компаративные исследования, страница 32

С первой половины XIX века приумножение средств стимулировалось разрешением на ведение хозяйственных и имущественных операций: сдача внаем зданий и сельхозугодий, добыча торфа, открытие суконных фабрик, лесопильного и др. производств. Отдельным приказом устанавливались финансовые льготы: займы в пользу бедных, освобождение от процентных платежей за сдачу внаем своих заведений, отсрочка долгов за кредиты и пр.[20]

Приведенный небольшой фрагмент из истории финансирования учреждений общественного призрения России прошлого века убедительно подтверждает тезис о том, что государство не в состоянии в одиночку справиться с поддержкой “слабых” слоев населения. Предприятия социального обслуживания должны вести широкую предпринимательскую деятельность в целях зарабатывания средств и укрепления экономической базы государственной системы социального обслуживания. И это надо принять как инновацию, взятую из реальной практики российской жизни.

Однако анализ существующего положения позволяет сделать вывод о том, что настоящая нормативная база не стимулирует предпринимательскую деятельность государственных и муниципальных предприятий.

Основным звеном в сфере социальной работы являются некоммерческие предприятия - территориальные центры социального обслуживания, (ЦСО). Они создаются в форме учреждений социального обслуживания и находятся в ведении органов социальной защиты, содержатся за счет местных бюджетов и предоставляют населению в основном бесплатные нестационарные и полустационарные услуги.

Центры самостоятельны в своих действиях, поскольку являются юридическим лицом с самостоятельным балансом и сметой, по закону имеют право на предпринимательскую деятельность. Но это право обставлено целым рядом ограничений.

Так, ЦСО не могут иметь дохода от сдачи помещений в аренду, так как имущество, как правило, закреплено за ними на праве оперативного управления.

Источником предпринимательской деятельности могут стать только средства от оказания платных услуг, отвечающих уставным целям. Но, признавая центры самостоятельными, их уставы утверждает администрация муниципалитета, стоимость услуг и размеры оплаты за них, как и контингент клиентов, жестко регламентированы. Согласно упомянутому выше Постановлению № 473, на условиях частичной оплаты услуги предоставляются клиентам, размер пенсии которых не превышает 1,5 установленного для региона прожиточного минимума. При этом ежемесячный размер частичной оплаты услуг не должен превышать 25% от разницы между получаемой этими гражданами пенсией, с учетом надбавок, и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания.

Полная оплата за предоставляемые социальные услуги на дому, в полустационарах и стационарах взимается с клиентов, если их пенсия (или душевой доход) на 150% превышают прожиточный минимум. При этом стоимость услуг определяется исходя из тарифов на платные услуги, установленные для региона. Полностью оплачиваются по социальным, а не рыночным тарифам, также дополнительные услуги, не входящие в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Если принять во внимание, что средняя пенсия составляет чуть более половины прожиточного минимума, а средний размер назначенной (не выплаченной!) пенсии в 1996 г. соотносился с прожиточным минимумом как 1 : 16, то станет ясно, что существование центров на средства от платных услуг в данной ситуации весьма проблематично, если не сказать более - невозможно.

Кроме того, следует иметь в виду, что ведение такой, по большей части невыгодной, предпринимательской деятельности требует иной учетной политики и означает смешанное финансирование предприятий. Это подразумевает значительное возрастание бумагооборота и повышенное число проверок вышестоящих контролирующих органов.

Основная причина неохотного ведения такого “предпринимательства” кроется еще и в том, что в налоговом кодексе не предусмотрены налоговые льготы и ставки налогов, аналогичные тем, что взимаются с коммерческих предприятий.