Создание и управление сетью филиалов в рамках проекта регионального развития ЗАО «Московская пивоваренная компания», страница 19

Бизнес-процессы - один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку. Еще одним достоинством технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке.  Прежде, чем переходить к описанию того или иного бизнес-процесса, необходимо понимать основные бизнес-направления компании. У ЗАО МПК это:

- Производство и реализация продукции розничным сетям и прямые продажи клиентам (поставки в Москве и Московской области).

- Производство и реализация продукции региональным дистрибьюторам.

- Производство и реализация продукции через систему филиалов.

Исходя из бизнес-направлений, можно определить сопутствующие им бизнес-процессы, которые в свою очередь ранжируются по уровням. В менеджменте выделяют 2 уровня: первый и второй. Бизнес-процессы 1-го уровня существуют 3-х видов:

1.  Управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить Корпоративное управление и Стратегический менеджмент.

2.  Операционные — бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи.

3.  Поддерживающие — бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка, АХО.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой,  образуют единую систему и являются основой процессного подхода к управлению организацией.

Процессный подход к управлению позволяет руководителям определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании, действительно создающими добавленную стоимость, интегрировать часто разрозненные действия функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат. Компания, построенная по процессному принципу, более гибкая и адаптивная.

Управление на основе процессов позволяет   точно знать "Кто и за что отвечает", как каждая операция влияет на конечный результат,  позволяет   повысить эффективность горизонтальных связей между   подразделениями. Наличие модели существенно упрощает  проведение  входного аудита  для выявления необходимых изменений в деятельности компании для приведения ее в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО9001:2000. Дополнительное развитие модели позволит сформировать требования к интегрированной информационной системе предприятия. Процессный подход стимулирует мышление операциональными определениями. Процессный подход задает другой стиль мышления. В частности, он заставляет мыслить системно. Функционирование любого составляющего систему подпроцесса должно измеряться его вкладом в достижение цели всей системы, а не по  индивидуальной производительности, прибыли или другому соревновательному критерию. Примеры хорошо оптимизированных систем - оркестр, футбольная команда.

Данный подход наиболее актуален при построении системы управления филиалами как командой специалистов, преследующих общие цели, тесно взаимосвязанных между собой.

В организационном  проектировании существует два способа описания бизнес-процессов: вертикальное (функциональное описание деятельности) и горизонтальное (процессное) описание.  Пример горизонтального описания бизнес-процессов    первого уровня ЗАО МПК графически представлено на Рисунке № 8.  Сущность каждого бизнес-процесса первого уровня раскрывается в  бизнес-процессах 2-го уровня  (Рисунок № 10), которые в свою очередь могут быть декомпозированы на несколько подпроцессов. Так, на Рисунке № 12 представлена декомпозиция процесса сбора дебиторской задолженности в одном из филиалов ЗАО МПК. К каждому бизнес-процессу должна прилагаться карта распределения ответственности (Рисунок № 11). Для составления такой карты  обязательно необходима организационная структура предприятия (Рисунок № 9).