Создание и управление сетью филиалов в рамках проекта регионального развития ЗАО «Московская пивоваренная компания», страница 9

К дополнительным преимуществам при выборе создания самостоятельного ЮЛ можно отнести тот факт, что   филиалы будут подпадать под категорию малого бизнеса с применением соответствующей системы налогообложения и отчетности. Требования, которым должна соответствовать компания, претендующая на субъект малого бизнеса, указаны в статье 3 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

1.4. Положение о филиалах и внутренние документы по управлению филиальной сетью.

Для того, чтобы регулировать деятельность филиала, в компании разрабатывается Положение о филиальной сети. Такой документ необходим по следующим  причинам:

1)  Конкретизация целей и задач перед сотрудниками филиала.

2)  Устранение белых пятен ответственности, неурегулированных вопросов, которые сложно решить в процессе работы.

3)  Распределение полномочий, ответственности, обязанностей внутри филиала и при взаимодействии с головной компанией.

4)  Экономия времени и облегчение задач при принятии годового плана, бюджета, различного рода распределений.

5)  Сведение к минимуму конфликтных ситуаций, связанных с нераспределенностью ответственности и задач.

Положение о филиале обычно включает в себя следующую информацию:

1)  Причины и цели создания филиалов.

2)  Месторасположение филиала, руководитель, реквизиты, контактная информация.

3)  Структура и штатное расписание филиала.

4)  Основные функции, сферы ответственности, задачи филиала.

5)  Процедура принятия решение, согласования их с головной компанией.

6)  Система стимулирования и оплаты труда.

7)  Требования к кандидатам.

Также с филиалом ежегодно разрабатывается и утверждается годовой план и бюджет.

1.5.  Принципы управления филиалами.

В целях достижения наибольшей устойчивости и эффективности управления филиалами необходимо создать оптимальную структуру организации и выбрать подходящую модель руководства удаленными подразделениями. Безусловно, в менеджменте существует множество других технологий и подходов, однако, не определив базовые принципы, чрезвычайно сложно сформировать систему управления филиалами, позволяющую воспроизводить бизнес независимо от степени их удаленности от центра.

Одним из критических факторов успеха организаций, имеющих сеть удаленных подразделений, является правильно выстроенная структура. На динамичном и быстро растущем российском рынке многим компаниям приходится менять модель управления. Как же определить, какая структура будет в наибольшей мере способствовать росту бизнеса; когда и как ее необходимо реформировать?

1.5.1.  Типы филиальных структур

В менеджменте выделяют следующие типы филиальных структур.

Простая (линейно-функциональная). Структура, в которой все контакты осуществляются напрямую, по схеме: центр-филиал. Графическое изображение такой структуры представлено на Рисунке № 1.

Скругленный прямоугольник: ЦентрРисунок №  1. Линейно-функциональная структура.

 


Такая структура в большинстве случаев выглядит следующим образом: в головном офисе создается отдел, управляющий филиалами. Каждый из его менеджеров отвечает за работу и финансовые показатели одного или нескольких подразделений. Руководителей региональных филиалов, как правило, не наделяют широкими полномочиями: они принимают предложения курируемых подразделений и реализуют их с помощью других департаментов головного офиса. Структура оптимально подходит для компаний, начавших региональное развитие и создавших несколько первых филиалов. При увеличении их количества   структура начинает давать сбои: увеличивается время реагирования на запросы филиалов, с трудом внедряются инновации, теряется мобильность региональных подразделений, что на высоко конкурентных рынках может оказаться критичным. В то же время данная модель управления очень хороша для организаций, имеющих ограниченный ассортимент продукции: в этой ситуации круг вопросов, решаемых филиалами, а также система продаж отличаются однородностью и не требуют применения различных подходов. Структура  оптимально подходит большинству компаний на начальной стадии развития региональной сети, строится на принципах рациональности и экономичности; характеризуется сильной, централизованной властью, жестким контролем, акцентом на вертикальных связях, формальной системой отчетов. Особенность   данной структуры состоит  в её гибкости. Линейно-функциональная структура обеспечивает достаточные возможности реструктуризации  филиалов  по мере роста организации. С развитием предприятия изменяется  состав филиалов, а также содержание выполняемых ими задач. Преимуществом является и то, что само выделение филиалов в функциональные подразделения придает особую значимость выполняемым ими операциям и ведет к повышению роли и значения управленцев в организации.