Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 53

Как сообщила председатель Госкомцен Л. Розенова, цены на газ с 1 февраля 1993 г. в среднем выросли в 3,6 раза. При этом отпускные цены газодобывающих предприятий увеличились от 200 руб. за 1000 м3 до 1100 руб., а конечным промышлен­ным потребителям 1000 м3 будет стоить 4 тыс. руб. Населению и коммунальным службам газ обойдется в 600 руб. за 1000 м3. На вопрос, когда наша цена на энергоносители сравняется с мировой, председатель Роскомцен ответила, что такая задача может стать актуальной, когда мирового уровня достигнет зарплата российских граждан1.

Нам представляется, что проблема рыночной стратегии цен на энергоносители зависит от разумного использования объ­ективных законов экономики в складывающейся в России си­туации. Ее суть сводится к тому, что ускоренное приведение внутренних цен на энергоносители к мировым, как уже отме­чалось выше, не соответствует экономическим интересам стран с избыточными энергоресурсами. Должны быть задействованы экономические рычаги ресурсосбережения и амортизаторы, про­тивостоящие инфляции и очередному взвинчиванию цен на энер­гоносители и продукцию предприятий. Нужны экономические санкции и лишение должностей тех, кто злоупотребляет властью и необоснованно взвинчивает цены.

При решении энергоэкономических задач на оптимум необхо­димо спрогнозировать хотя бы до 2000 г. изменение коэффи­циента разновременности затрат rf, отражающего во време­ни тенденции приближения общественно необходимых затрат к уровню внутренних эквивалентных цен на газ. С учетом вы­сказываний РАО "Газпром" и принимаемых усилий к стабилиза­ции промысловой цены на газ можно принять, что к 2000 г. промысловая цена на газ примерно удвоится, т.е. достигнет 2200 руб/1000 м3.

На формирование отмеченной цены на газ будут влиять сле­дующие тенденции. Во-первых, до сих пор имело место неспра­ведливое распределение средств между добычей (т.е. теми, кто создавал ренту) и транспортом газа, и это дело необ­ходимо поправить. Во-вторых, гонка за внешними ценами на энергоресурсы, навязываемая нам МВФ, вряд ли может быть принята 1:1, как минимум должны учитываться транспортные из­держки и преимущества стран с избыточными энергоресурсами.

1У добывающих предприятий государство будет покупать предназначенный для экспорта газ по 6 тыс. руб. [19].

83


А это значит, что нет надобности в искусственном взвинчи­вании внутренних цен на ТЭР в России, от которых зависят цены на многие товары. Если МВФ печется о своих предпри­нимателях, то почему элементы протекционизма не могут быть использованы для российских предприятий? Ведь не секрет, что международное разделение труда учитывает преимущества в более низкой стоимости товаров, являющихся предметом мест­ного производства.

В-третьих, стоит задача стабилизировать рубль, как вну­треннюю, так и конвертируемую валюту России, и отразить в ней подлинную, а не спекулятивную стоимость воплощенного в ней труда. Специфика ТЭК России такова, что она на длитель­ный период обеспечена собственными энергоресурсами, и это позволяет сохранить в ней два уровня цен: внутренних и внеш­них, получив от них определенную экономическую выгоду (речь идет об ускоренном становлении малых предприятий, создании дополнительных рабочих мест и менее болезненном для людей вхождении в рынок).

В отмеченных условиях для определения г% на последующий

этап используется экспоненциальная зависимость, формула ко­торой разработана в СевКавНИИгазе, но приведенные затраты заменены ценами


г = ехр


1пЗ ,/3 , nt    nl

и - 1)


- 1 = ехр


,      2200

(8 - 1)

1п ТГоо


- 1 * 0,1,