Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 145

Многие положения "советского" топливно-энергетического комплекса, заложенные в энергетическую программу, подлежат пересмотру с позиций долгосрочных экономических интересов независимых государств бывшего СССР. Каким бы хрупким ни представлялась договоренность о содружестве, особенно с по­зиций критиков и сторонников централизованного управления из единого "заводоуправления", возврата к прошлому не будет. А будущее уже началось в самом главном: договоренности о признании существующих границ и о мирном сосуществовании новых государств, о начале экономических реформ.

В соответствии с Основными положениями программы прива­тизации государственных и муниципальных предприятий в Рос-

225


сийской Федерации на 1992 год, утвержденными Указом Пре­зидента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г., к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению правительства, отнесены нефте- и газодо­быча, предприятия и отрасли газоснабжения, газификации и газового хозяйства, составляющие единую систему газоснаб­жения Российской Федерации.

Даже новое руководство самостоятельных стран, к сожа­лению, еще слишком верит в силу государственных формирова­ний и недооценивает акционеров, предпринимателей, арендных структур и частников, а также необходимость разукрупнения больших монопольных образований.

Между тем, именно негосударственные системы проявляют восприимчивость к НТР и прорывным технологиям, в то время как в госсекторе сидит неисцелимый чиновничий порок: безыни­циативность, низкая эффективность и громоздкость управления, слабая связь с конечными результатами производства, стремле­ние к гигантомании и монополизации потребительского рынка. Все это слишком дорого обходится налогоплательщикам и явля­ется наименее выгодным вариантом выхода из экономического кризиса.

В одной из работ, посвященной будущему советской энерге­тики, А.А. Макаров и Д.Б. Вольфберг рассматривают три воз­можных варианта добычи газа: высокий, средний и низкий (табл. 32) [24].

Прежде, чем оценить их с позиций реализма в целом по быв­шему СССР, следует отметить, что они были предложены до соз­дания СНГ и не учитывают новые тенденции.

Анализ добычи и потребления газа по странам СНГ свиде­тельствует-о том, что в 1990 г. на долю РСФСР приходилось 79,7% от общей добычи в целом по концерну "Газпром".

Украина в 1990 г. добыла 24,4 млрд. м* газа, а потреби­ла - 112,8, Казахстан соответственно 4,1 и 13,7 млрд. м3. В 1990 г. впервые за многие годы отрасль не выполнила план по добыче газа (99,97%), уменьшились приросты объема произ­водства. Главные причины такого положения кроются в неэкви­валентном товарообмене между отраслями, резком сокращении финансовых и материально-технических ресурсов, что обусло­вило спад ввода в эксплуатацию новых скважин, в целом по

Варианты

добычи природного

газа, млрд.

ч*/тоя

Т

а (

i л и ц а  32

Вариант

1990

1995

2000

2005

2010

Высокий Средний Низкий

840 835 830

980 950 930

1100 1050 1000

1170 1080 1000

1230 1110 1000

226


концерну на 59,2%, а также в связи с сокращением произ­водства, особенно в военно-промышленном комплексе (ВПК).

Новые тенденции в отношениях между самостоятельными го­сударствами бывшего СССР заключаются в том, что, во-первых, каждая страна будет стремиться прежде всего обеспечить свои потребности из собственных источников, удлинив период ста­бильной добычи газа на крупнейших месторождениях. Во-вторых, учитывая высокую стоимость газа, будут стремиться реализо­вать его за пределами своей метрополии по внешним ценам и конвертируюмую валюту, за которую можно приобрести произ­водственное оборудование, продукты и товары народного по­требления.