Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 167

Таким образом, во-первых для объективного анализа состоя­ния дел в системе использованния ТЭР в каждой области необ­ходимо пополнить форму статотчетности (11СН) пятым разделом "Энергоемкость прибыли", для чего должно быть соответствую­щее правительственное указание статуправлению Российской Федерации.

Во-вторых, учитывая высокую актуальность для жизнедея­тельности всех регионов России бесперебойного обеспечения их энергоносителями следует поручить администрации этих ре­гионов с привлечением науки разработать ТЭД по Оптимизации региональных схем повышения эффективности использования ТЭР, наряду с покрытием сезонной неравномерности газо- и топливоснабжения". Необходимо также регулярное сопоставле­ние областной удельной энергоемкости прибыли с удельной энергоемкостью национального дохода страны.

Территориальное построение и управление топливно-энергетическими системами действительно является наиболее универсальным во всем мире.

Поэтому областные или краевые звенья общей сстемы должны иметь самостоятельное административно-хозяйственное и опера­тивно-коммерческое управление.

Без организационных усилий администрации региональной экономики каждой области и привлечения средств крупнейших предприятий (как правило буферных) повысить надежность и бесперебойность топливоснабжения предприятий и регионов не удастся. Между тем, шанс успешного решения этих взаимосвя­занных проблем значительно возрастает при совмещении вопро­сов ценообразования с энергосбережением и действенным сти­мулированием рублем за экономию ресурсов и применением

259


санкций за их перерасход относительно удельных норм мирово­го уровня.

Региональные управленческие звенья топливно-энергетиче­ских систем могут развиваться в виде ассоциаций, создава­емых акционерных обществ. В ассоциацию, на наш взгляд, от газовой промышленности должны войти: региональные управле­ния магистральных газопроводов, обл<край)газы, проектные и строительно-монтажные организации и др. За счет реализации энергосбережения они должны противодействовать безмерному взвинчиванию цен на промышленную продукцию, что ускорит стабилизацию экономики важнейших территориальных структур СНГ и конвертируемость отечественной валюты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дана оценка стратегии развития газовой промышленности в составе ТЭК бывшего СССР. Оспорены форсированные методы выработки крупнейших месторождений, обусловливающие даль­нейшее экстенсивное развитие отрасли с последовательным распечатыванием все новых и новых природных кладовых и пси­хологическим нигилизмом к проблеме бережного отношения к национальному богатству. Длительный монополизм в планиро­вании и закрытость данных о прогнозном развитии ТЭК привели к сужению возможности привлечения свежих сил, свободных от консерватизма и ведомственной апологетики, а следовательно, и от повторения очень дорогостоящих просчетов, повлекших за собой снижение эффективности использования потенциала луч­ших ТЭР. Наша топливная политика и практика представляют­ся чудовищно нерациональными и недальновидными. Мы беспо­щадно сжигаем на электростанциях невозобновляемое и исче­зающее на планете ценнейшее химическое сырье - газ и нефть, а уголь, запасы которого пока неисчерпаемы, оставляем в недрах. Причем удельные нормы расхода газа на выпуск едини­цы продукции у нас в 1,5-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Между тем, вложение средств в экономию газа в системе его использования примерно на порядок вы­годнее наращивания валовой добычи. Как справедливо отметил И. Никулин, и старое союзное, и новое российское респуб­ликанское Министерство топлива и энергетики пресекали любые попытки проанализировать ошибки прошлого. Без честного ана­лиза прошлого у нас нет шансов на достойное выживание.