Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 166

Величина штрафа за год Ш - 652 291,9(-0,138) - -90 016,3 тыс. руб.

Дополнительная цена на 1000 м3 перерасходованного газа Ш/В - 90 016,3/593,5 - 151,6 руб/lOOO м3.

257


Однако, как видно из приведенных расчетов (по форме 60) и ориентации не столько на мировой уровень удельного рас­хода ТЭР на единицу продукции, сколько на факт по сравне­нию с планом, можно еще длительное время получать большие премии, уступая передовым достижениям в области использо­вания энергоресурсов. Поэтому отмеченная формула не решает всех задач по стимулированию энергосбережения.

По расчетам ученых ВНИИКТЭПа цифра возможной экономии энергоресурсов оценивается в 750 млн. т у.т. Иными словами признается, что только одна треть от потребляемых в стране энергетических ресурсов "вылетает в трубу". Чтобы сократить потери ими предложено предоставить право потребителям прода­вать на внутреннем или внешнем рынках значительную долю от величины экономии энергоресурсов по сравнению с соответст­вующим кварталом предыдущего года. Нам представляется такая рекомендация малоэффективной, так как по сравнению с льгот­ной ведомственной нормой можно легко добиться значительной экономии ТЭР, далеко не достигнув мирового уровня.

Без жесткой ориентации на прогрессивные отечественные и зарубежные нормы удельного расхода ТЭР на единицу промыш­ленной продукции не удастся развить энергосбережение и ус­пешно участвовать в конкурентной борьбе. Могут возразить, что если со следующего года начать планировать ^предприятиям мировые нормы удельного расхода ТЭР на выпуск единицы про­дукции, то многие предприятия окажутся в исключительно трудном финансовом положении, близком к банкротству, так как в сжатые сроки осилить новую технику при современном поло­жении в стране и ограниченном выпуске энергосберегающего оборудования не представляется возможным. Действительно, заказать соответствующий проект многие, не привыкшие зани­маться энергосбережением госпредприятия, не сумеют, а хо­зяева приватизированной собственности сумеют, ибо для них это будет вопрос жизни и самоутверждения в конкурентной борьбе за выживание. Поэтому предприятиям надо дать шанс, позволив им в течение максимум 2 лет пользоваться прежним подходом, но, естественно, без стимулирования работников предприятий за мнимую экономию относительно льготного плана до достижения ими мирового уровня. Сэкономленные относи­тельно плана в течение 2-х льготных лет средства целиком направить для первоначального накопления, вложив их в ре­гиональную ассоциацию "Энергосбережение". И лишь по дости­жению и превышению мирового уровня удельных норм газопо­требления предприятия могут позволить себе реализовывать действительно сэкономленные энергоресурсы по внутренним до­говорным или внешним ценам.

Кроме того, региональной ассоциации "Энергосбережение" для изыскания дополнительных средств и решения обсуждаемых задач нужны спонсоры из числа успешно функционирующих предприятий для создания акционерного общества и выпуска

258


акций с их свободной продажей. Учитывая постепенное повы­шение цен на энергоносители до мирового уровня, выгодность вложения средств в энергосбережение будет во времени воз­растать и относиться к наиболее приоритетным направлениям развития. Поступления от штрафных санкций также должны быть использованы только для развития производственной инфра­структуры, способствующей энергосбережению, что должно быть регламентировано ТЭД по согласованию администрации области (края) и предприятии. Временно на первых порах становления региональной ассоциации АО "Энергосбережение" можно пред­ложить для обсуждения ctodoh следующее распределение фи­нансовых активов за экономию ТЭР: 30% ■ - отчисления в ФМП предприятий для стимулирования работников за энергосбере­жение относительно мировых норм удельного расхода ТЭР на единицу продукции, 30% - отчисления на развитие производ­ственной инфраструктуры энергосбережения, включая развитие ПХГ, 20% - отчисления на организацию сервисного обслуживания газоиспользующего оборудования, 10% - отчисления на научные разработки в области регионального энергосбережения, 10% -отчисления на содержание ассоциации.