Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 20

и к подземным хранилищам газа. Для понимания назревших при­чин перестройки всех взаимосвязанных звеньев отрасли, вклю­чая надежность и покрытие неравномерности газоснабжения, следует учесть необратимость структурных изменений в добыче газа, которая вплотную приблизилась к экономическому преде­лу своего ускоренного развития. Так, если в 1987 г. на За­падную Сибирь приходилось почти 68% общесоюзной добычи, европейскую часть - 13%, Среднюю Азию и Казахстан - 15%, другие регионы - 4%, то в перспективе до конца текущего столетия будет еще в большей степени преобладать западноси­бирский газ.

Между тем, потери природного газа из-за низкого уровня его использования в стране достигают 95 млрд. м*/тод. Вы­ходит, вхолостую работают целые месторождения [41]; Следо­вательно, необходимо в корне менять модель развития всех звеньев газовой промышленности с учетом форсированного пе­реключения усилий на ресурсосбережение.

На протяжении 20 лет темпы прироста добычи газа состав­ляли до 50% за каждое пятилетие. Если США для достижения 600-миллиардного рубежа добычи газа потребовалось около 100 лет, то отечественная газовая промышленность достигла его в 3 раза быстрее. Таких темпов роста добычи газа не знает ни одна страна в мире. Но сегодня нужно отдать прио­ритет не росту добычи, а ресурсосбережению, поставив его в основу новой стратегии развития энергетики.

Вместе с тем, достигнутое развитие газовой промышленнос­ти выдвигает ряд проблем, при решении которых в долгосроч­ном планировании необходимо учесть действующие тенденции и улучшить сбалансированное развитие всех взаимосвязанных звеньев отрасли.

Главным районом добычи газа как в настоящее время, так и в перспективе остается Западная Сибирь. Это создает определенные экономические и технические трудности, которые заключаются в том, что растут издержки и фондоемкость добычи и транспорта, усиливаются трудности дальнейшего расширения поставки большого количества газа в европейскую часть страны, где потребляется три четверти всех энергоресурсов.

В связи с существенным отдалением сырьевой базы отрасли от центров потребления газа, а также межгосударственными экспортными обязательствами возникла необходимость в строи­тельстве крупных транспортных систем большой протяженности.

Основными проблемами в транспортировке газа являются:

применение труб больших диаметров;

увеличение единичной мощности газоперекачивающих агре­гатов;

повышение давления в газопроводах до 10-12 МПа при охлаждении газа до низких температур и т.д.

Следовательно, транспорт газа должен развиваться не только    экстенсивно,    т.е.    за    счет   роста   протяженности

32


газопроводов, но и интенсивно - за счет увеличения средней пропускной способности каждого километра газопровода.

Для достижения расчетной производительности магистральных газопроводов необходимо улучшить систему подготовки газа к транспорту, а также очистку сечения труб от загрязнений. Нередко отстает от расчетных сроков и ввод в эксплуатацию линейных КС (компрессорных станций). Важное значение для стабильной загрузки мощностей магистрального транспорта имеет согласованное поддержание периода постоянной добычи газа или компенсирующее снижающуюся добычу использование добывных мощностей других месторождений.

Согласно исследованию Л.А. Мелентьева и В.А. Смирнова, применение природного газа значительно затруднено в связи с тем, что наиболее экономичный во времени режим его транспортировки от мест добычи к потребителям - равномерный, а режим его потребления - неравномерный. Неравномерность газопотребления связана с колебаниями температуры наружного воздуха (по сезонам, месяцам, неделям и суткам), а также с колебаниями расхода газа на отопление, вентиляцию и т.д.

По экспертным оценкам с 1985 по 1990 г. сезонная неравномерность газопотребления в стране возросла от 14,7 до 15,2% от годового объема использования газа, что обу­словлено в основном увеличением удельного веса коммунально-бытовых потребителей в города и селах и изменением структуры использования газа.