Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 33

Социологические исследования показывают, что доминирующими на рубеже 1991-1992 гг. общественными настроениями были беспокойства и страх перед будущим. Почти 2/3 анкетируемых полагало, что ситуация в Польше развивается в плохом направлении. Только каждый пятый полагал, что она поправится в течение текущего года. 76% признавало плохой экономическую ситуацию в стране, а 78% - материальные условия жизни людей. Одновременно постоянно, с июня 1989 г. падает процент граждан, активно участвующих в общественной жизни - а значит, чувствующих ответственность за государство и верящих, что они имеют влияние на общественную жизнь... Большинство граждан признаёт, что не понимает смысла экономических перемен и не доверяет властям как государственным, так и самоуправленческим. Этот кризис доверия к государственным институтам ограничивает возможности действия любой власти, проведение какой бы то ни было долговременной политики. Преодоление этого кризиса является для властей задачей не менее важной, чем вывод экономики из состояния рецессии..."

Источник: Восточная Европа на новом пути (Хроника событий, документы, комментарии) / Отв. ред. Шаншиева Л.Н. М. 1994. С. 126-131.


Приложение 5

У НАС ЕСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО: БУДЕТ ЛИ СОГЛАСИЕ? (Фрагменты из экспозе Х. Сухоцкой)

"Моя миссия состоит в том, чтобы закончить период споров и распрей между политическими группировками. Мы создаём сегодня правительство союза для Польши, правительство национального согласия. Основой нового правительства является воля политических группировок к согласию, и равным образом решимость пана президента в формировании сильного государства...

Улучшение условий жизни семей, оживление экономики, а также противостояние инфляции будут для Совета министров основными целями. Принципом формирования экономического строя остаётся провозглашённая здесь первым некоммунистическим премьером социальная рыночная экономика. Она означает гармоническое равновесие между личной ответственностью человека за существование его семьи и общественной солидарностью.

Мы стремимся к следующему.

Во-первых, чтобы государство сократило сферу собственной экономической деятельности, концентрируясь на системе правового регулирования и контроля, там, где того требует необходимость защиты фундаментальных интересов государства либо безопасности граждан. Государство остаётся вместе с тем ответственным за экономическую инфраструктуру.

Во-вторых, чтобы была уважаема частная собственность и свобода заключения соглашений, а стабильная правовая система являлась основой рыночной конкуренции. В-третьих, чтобы уважался принцип вспомогательной роли государства, ограничивающей его функции лишь теми, которые не могут осуществляться гминами, объединениями, семьями и самими гражданами. В-четвёртых, чтобы помощь государства выделялась людям, действительно в этом нуждающимся. Аморально, чтобы здоровые и богатые пользовались помощью государства наравне с бедными и беспомощными. В-пятых, чтобы государство обеспечило каждому равный жизненный старт, гарантирующий доступ всех детей к начальному и профессиональному образованию, а при наличии способностей - к высшей школе.

Тремя задачами правительства, определяющими успех экономических реформ, являются: постоянное преодоление кризиса общественной финансовой системы, повышение эффективности предприятий посредством приватизации и изменения способов управления в государственном секторе, а также модернизация сельского хозяйства и развитие неаграрных функций деревни... Говоря о гармоничном развитии Полыни, необходимо сосредоточиться именно на сельском хозяйстве, которым кормится третья часть общества. Осознавая, сколь велик вклад крестьян в экономическую жизнь страны, мы будем стремиться обеспечить их участие в происходящих переменах...

Принятые правительством принципы социальной рыночной экономики обусловливают необходимость адресной помощи государства людям и их семьям, оказавшимся в трудной ситуации не по собственной вине. Существует определённый необходимый минимум удовлетворения жизненных потребностей, который граждане могут ожидать от государства. Пособие, предоставляемое государством, будет зависеть от дохода семьи. Новая социальная и экономическая действительность не может способствовать возникновению целой группы людей, для которых социальная помощь государства станет предлогом для прекращения собственных усилий для содержания себя и своей семьи. Здесь проходит граница опекунских функций государства... Каноном польской внешней политики остаются тесные контакты со всеми нашими соседями. В восточной политике вырисовывается исключительная возможность активной политики. В отношениях с Россией, Украиной, Белоруссией и Литвой мы заинтересованы прежде всего в вопросах безопасности и равновесия, экономического обмена, а также положения поляков, живущих за нашей восточной границей.

Что касается вызовов, которые несёт с собой европейская интеграция, то сохраняет свою важность, несмотря на многие трудности, сотрудничество в рамках "вышеградского треугольника".

Справедливо требовать от правительства, чтобы оно обеспечило людям работу, защитило её и её плоды. Политическая власть может способствовать общему благу - в этом её призвание и на этом основана её легитимность. Она не может, однако, заменить труд людей и сама привести к благосостоянию. Попытки выдвижения таких требований безнадежно безуспешны и даже делают невозможным достижение устойчивого экономического и социального прогресса...

Польша избавилась без кровопролития, при сохранении мира, от чуждого господства и плохого устройства. Мы получили шансы и обязанность достижения независимости государства, благосостояния семей и свободы человека. Я верю, что нам - всем гражданам Польши - достанет сил, разума и воли, чтобы это исполнить..."

Источник: Восточная Европа на новом пути (Хроника событий, документы, комментарии) / Отв. ред. Шаншиева Л.Н. М. 1994. С. 132-134.