Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 17

Президентские выборы 1995 г. Очередной этап легитимации системы.

Начиная с 1994 г. экономическая ситуация начала постепенно налаживаться. Показатели ВВП выросли на 4,5% в 1994 г. и на 6,3% в 1995 г; причём около 60% ВВП приходилось на негосударственный сектор. Инфляция снизилась в 1994 г. до 30% (38% в 1993 г.), а в 1995 г. до 23%. Темпы западных инвестиций ускорились и к середине 1994 г. составили $1млрд. 365 млн. Более того, с февраля 1994 г. Польша стала ассоциированным членом ЕС. Однако ситуация в сельском хозяйстве оставалась сложной (1994 г. – спад производства на 7%). Серьёзной проблемой оставалась и безработица, составившая в середине 1995 г. 15,2% (16,4% в 1993 г. – пик).[130]

Коалиция СДЛС с ПКП оказалась трудной. Постоянно возникали конфликты, в частности, относительно проведения протекционистской аграрной политики, а также из-за программных расхождений по таким вопросам, как административная реформа, отношения с ЕС и др. Нарастали и конфликты с президентом, т.к. Валенса в ситуации слабого представительства в Сейме правых партий, пытался взять на себя роль одновременно и оппозиции левоцентристскому правительству. Он заявлял, что, поскольку 35% избирателей не представлены в Сейме (голоса партий, не преодолевших 5%-й барьер), он лично будет выражать их интересы.[131] Итогом всех этих конфликтов явилась отставка В. Павляка 1 марта 1995 г. Новым премьером стал один из лидеров СДЛС Юзеф Олексы, который в своё время был министром труда и социальной политики в правительстве М. Раковского. Коалиция не распалась, но в правительстве Ю. Олексы преобладали представители СДЛС. Это было шестое по счёту правительство: за 6 лет (с 1989 г.) в Польше сменилось 6 правительств (см. Приложение 1). Невольно возникает параллель с 20-ми годами, когда за 4 года (с 1922 г. по 1926 г.) сменилось 5 правительств, но тогда в Польше была более радикальная парламентская система, хотя определённые её черты повторились и в эти годы.[132]

Ещё одним событием, предшествовавшим выборам президента, стали выборы в органы местного самоуправления (в Советы гмин, городов и воеводств), т.е. на всех уровнях вводились элементы самоуправления (хотя воеводы, как уже говорилось, назначались сверху). Выборы прошли в июне 1994 г. и показали, что правые сделали определённые выводы из своего поражения в 1993 г., а именно, попытались объединиться. Во-первых, на политической сцене возникла новая партия Союз свободы, образовавшийся в результате слияния ЛДК и ДС (объединительный съезд состоялся 24 апреля 1994 г.).[133] Интересен путь этих партий к объединению. Изначально они занимали чуть ли не полярные позиции: ЛДК поддерживал Валенсу на выборах 1990 г., а ДС – его противника Т. Мазовецкого. Но позже, в ходе парламентской деятельности ЛДК сначала разошёлся с Валенсой, а потом (после выборов 1991 г.) сблизился с ДС и даже создал с ним малую коалицию в противовес правительству Я. Ольшевского, на основе которой позже была создана более широкая коалиция, позволившая сформировать правительство Х. Сухоцкой. После выборов 1993 г. ЛДК вообще не вошёл в парламент, а ДС оказался едва ли не самой правой партией (правее была только КНП). Это и стало толчком к объединению. Председателем объединённого СС стал Т. Мазовецкий (возглавлявший ДС), а его заместителем Д. Туск (возглавлявший ЛДК). А с 1995 г. председателем партии стал небезызвестный Л. Бальцерович.[134] Партия заняла центристские позиции, с небольшим правоцентристским уклоном, хотя правые однозначно отводили ей место на левом фланге. Это было как следствием специфики польского восприятия, так и ещё сохранявшейся поляризации партийной системы Польши, которая ярко проявится в ходе президентских выборов 1995 г.

Итак, СДЛС победил на выборах в гминные и городские советы в 31 из 49 главных воеводских городов, в том числе в Варшаве. Правые, объединившиеся в коалицию Союз во имя Польши, провели больше всего своих депутатов в 9 воеводских городах, а центристский СС – в 6. Примечательно, что в столицах трёх воеводств большинство мандатов завоевали предвыборные группировки местного значения, нацеленные на решение проблем прежде всего жителей своего региона.[135] Выборы не принесли серьёзных перестановок на внутриполитической сцене страны. И, тем не менее, все стороны остались довольны их результатами: левые не понизили планку, выборы подтвердили доверие к ним со стороны поляков; правым впервые за долгое время раздоров удалось выступить вместе; СС были довольны тем, что абсолютное большинство те или иные силы получили лишь в 5 воеводствах, что давало им возможность вести политическую игру за создание местных коалиций.

К президентским выборам правые, тем не менее, не смогли прийти единым лагерем. Из 17 кандидатов от левых было только 2 (В. Павляк (ПКП) и А. Квасьневский (СДЛС)).[136] Зато правые представили весь возможный спектр: от крайних, которых представляли Я. Корвин-Микке (Союз реальной политики), Ян Ольшевский (возглавлявший правительство радикалов), Л. Мочульский (КНП), Х. Гронкевич-Вальтц (от ХНО), Лех Качиньский (брат Я. Качиньского, возглавлявшего СЦС); до центристов (СС), которые поддержали Я. Куроня, одного из активных деятелей сопротивления прежнему режиму, входившего в число организаторов КОР. Он был весьма популярен в Польше, а СС нужен был яркий кандидат, чтобы привлечь внимание к партии, повысить её политический вес. Кстати, Куронь называл правых политиков (христианско-демократического и националистического толка) политическими покойниками, верно замечая усталость общества от чрезмерного давления национальных и религиозных идей, чего не почувствовал Валенса, решивший перед выборами опереться на 2 столпа: «Солидарность» и костёл.[137] Следовательно, в Польше по-прежнему был слабый центр, а большинство политических сил тяготело к флангам. Но общество уже отошло от радикальных настроений (недаром правые радикалы не получили поддержки на последних выборах). И в дальнейшем мы увидим, что эта тенденция будет лишь подтверждаться. А сейчас партийная система ещё просто не успела перестроиться под изменившиеся настроения общества, т.е. количество правых (не центристских) партий и их претензии на власть уже не соответствовали чаяниям общества. Но вернёмся к президентским выборам.