Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 27

В период кризиса 1980-1981 гг. польское руководство впервые пошло на переговоры с рабочими, был легализован оппозиционный профсоюз «Солидарность», с которым даже пытались заключать соглашения. Тогда все эти события закончились введением военного положения. Но это был не конец преобразований, как думали многие, а их начало. В ходе кризиса 1980-1981 гг. дихотомический конфликт: власть – общество, назревавший давно, выплеснулся в полную силу. Военное положение не могло разрешить этого конфликта, и он до поры до времени перешёл в скрытую стадию. Зато военное положение фактически убило правящую партию как политическую силу (она не смогла разрешить кризис политическим путём). К тому же в партии уже не было единства: ещё во время кризиса произошёл раскол на «реформаторов» и «консерваторов». Дальнейшему развитию трансформации способствовали реформы, начатые руководством ПОРП, которое полагало, что необходимо лишь либерализовать старую систему. Так, сами того не ведая, власти способствовали разрушению прежней коммунистической системы и становлению новой, демократической. В 1989 г. вновь вспыхнул кризис, показавший недостаточность производимых изменений и полную потерю правящей партией доверия со стороны общества. Соглашения с оппозицией стали неизбежны. Отсюда начинается второй, переходный, период в становлении новой политической системы в Польше.

Польша пошла по мягкому эволюционному пути трансформации: часть старых институтов реформировалась в соответствии с новыми требованиями системы, в то же время создавались и новые. Во многом это определили соглашения «круглого стола», казавшиеся революционными на момент их принятия, но оказавшиеся недостаточными после первых же парламентских выборов (1989 г.). Жизнь корректировала теорию. Важную роль в мирном характере происходящих перемен сыграло и то, что проигравшая сторона (бывшая коммунистическая элита) приняла новые правила игры и не отступила от них, несмотря на своё поражение.

Характерной чертой того времени была неопределённость дальнейшего пути трансформации. Существовало множество сценариев развития (президентская республика – парламентская республика). Как отмечает А. Рыхард, «отказ от коммунизма не идентичен быстрому вступлению на путь плюрализма. Посткоммунистический период – это только открытие ворот, из которых можно пойти многими путями».[198] Вообще сложность построения демократии заключается в том, что недостаточно просто «перестроить» экономику на рыночную, и рынок породит демократию. Демократия — это определённая культура, развивающаяся на определённой питательной основе, складывающейся из национальных ценностей, характера людей, особенностей их мировоззрения. Прежде всего важно, чтобы демократические ценности были приняты обществом, чтобы они были естественны для каждого. Только развитое гражданское общество (в котором и культивируются эти ценности) может лежать в основе демократии, а на это нужно немало времени. Для развития гражданского общества большую роль играет развитие системы местного самоуправления, которая устанавливают тесную связь с населением, чего не может себе позволить центральная власть, и таким образом стимулирует участие граждан в политической жизни общества, усиливает легитимность политического режима. Ещё при правительстве Т. Мазовецкого была проведена первая реформа системы местного самоуправления, а в 1998 г. самоуправление было ещё больше расширено.

Партийная система тоже находилась в процессе становления. Крайне либеральный закон о партиях, принятый в 1990 г., породил буквально «взрыв многопартийности». Фактически, партийная система носила фрагментарный характер, поэтому первые правительства не имели абсолютного большинства в парламенте, и сама работа парламента была мало эффективной (по результатам парламентских выборов 1991 г. в Сейме были представлены 30 различных организаций). Преобладала также центробежная тенденция: это было время правых радикалов. Здесь проявился эффект «политического маятника». В условиях зрелых демократий он нашёл оптимальную амплитуду колебаний между левым и правым полюсом политического спектра, обеспечивая тем самым включение различных политических сил в общественный процесс и их определённое равновесие. В Восточной Европе на протяжении всей истории «реального социализма» он сильно отклонялся в сторону коммунистических сил. При резкой смене политической власти это и привело к неизбежному обратному ходу «политического маятника» в сторону правого радикализма. Но по этому же закону в 1993 г. на парламентских выборах победили левые. Если в 1989 г. в обществе царила эйфория победы, а демократия в теории не отличалась большинством от её практического воплощения, то к 1993 г. люди уже успели разочароваться в происходящих переменах, которые понизили жизненный уровень большинства населения. Можно быстро реформировать институты политической системы, а вот изменить политическую культуру, привить обществу демократические ценности гораздо сложнее и требует много времени. С этим столкнулась и Польша. Люди пытались сочетать логику и дух либерализма с логикой и менталитетом социализма, «жить при социализме после его свержения» (по выражению Е. Мокшицкого).[199]

Тем не менее, Польша уже вступила на путь построения новой политической системы. Более того, ко второй половине 90-х годов переходный период оказался позади. Ещё на парламентских выборах 1993 г. проявила себя тенденция утраты радикалами своих прежних позиций, центробежные тенденции постепенно стали заменяться центростремительными. Президентские выборы 1995 г. не только подтвердили ход «маятника» влево, но и показали со всей яркостью, что пришло время смены революционных элит бюрократическими, свойственными для стабильных политических систем, каковой постепенно становилась политическая система Польши. Важное значение результатов президентских выборов заключалось ещё и в том, что Валенса, потерпев поражение, тем не менее, отдал власть в соответствии с законом своему преемнику «левому» Квасьневскому. Это был этап окончательной легитимации системы, демократические механизмы смены власти вступили в действие.