Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 3

В результате, в ноябре 1980 г. было дано согласие на легализацию «Солидарности»: профсоюз был официально зарегистрирован и уже к концу 1980 г. насчитывал в своих рядах до 3 млн. человек. А к февралю 1981 г. членами профсоюза "Солидарность" стали от 10 до 11 млн. поляков, т.е. большая часть взрослого населения страны. По существу в Польше образовался режим двоевластия, который, конечно, не мог длиться долго. При этом, хотя "Солидарность" реально выполняла функцию оппозиционной политической партии, претендуя на власть в стране, формально это был легальный профсоюз, с которым власти страны уже заключили несколько соглашений. В "Солидарность" входило более одного миллиона членов ПОРП (55%). Более того, около 20% членов ЦК ПОРП также были членами этого профсоюза.[19]

Вообще в ПОРП не было единой позиции по отношению к происходящему. Вокруг Ст. Кани стала формироваться группа коммунистов-реформаторов, возглавленная секретарем ЦК и членом Политбюро К. Барчиковским, М. Раковским (редактором еженедельника «Политика» и главным партийным публицистом) и первым секретарём воеводского комитета ПОРП в Гданьске Т. Фишбахом. Сам Ст. Каня не пользовался высоким авторитетом, но, по мнению польских авторов, он имел поддержку «самого сильного человека в партийном и государственном руководстве» — министра обороны В. Ярузельского.[20] Реформаторам противостояли в партийном руководстве сторонники марксистской ортодоксии консерваторы Ст. Ольшевский, Т. Грабский, А. Жабиньский и Ст. Кочёлек. На какое-то время Ст. Кане удалось получить перевес, но страх потерять свою власть в условиях нарастания противоречий в обществе заставил его отказаться от реформы механизма формирования номенклатуры и от идеи устранения партии от руководства экономической системой, т.е. от попыток серьёзных изменений в системе.

Тем не менее, реформаторы пытались наладить сотрудничество с «Солидарностью» - сделать её элементом конструктивной критики, но в рамках системы. Так, осенью 1981 г. В. Ярузельский, ставший к тому времени первым секретарём ЦК ПОРП, предложил образовать Совет национального согласия (фактически «круглый стол»), в который вошли бы представители главных общественно-политических сил. Эту идею поддержали Лех Валенса и влиятельная в Польше католическая церковь. Однако перевес оказался на стороне радикальных элементов как в ПОРП, так и в «Солидарности».[21] В результате реформаторы от ПОРП терпели неудачи не только на внутриполитической арене, но и теряли доверие Москвы, что было едва ли не хуже.

Между тем, в условиях наступившего паралича государственной власти началась радикализация масс, Польша быстро продвигалась по пути экономической и политической анархии. Положение уже не контролировали ни «Солидарность», ни ПОРП. Любое обострение ситуации в стране вело к ослаблению позиций Валенсы, который, с присущим ему реализмом, выступал за реализацию рекомендованной руководством епископата стратегии на «мирное размывание» системы власти. Здесь стоит упомянуть о роли церкви в политической жизни Польши.

Вообще, история Польши свидетельствует о том, что на трансформацию её политической системы существенное воздействие оказали три главных фактора: наличие в стране мощной католической церкви, периодически повторяющиеся политические кризисы и существование достаточно мощной организованной оппозиции различных социальных сил. Роль церкви действительно была весьма существенной. Изначально католическая церковь Польши была поставлена господствующим режимом власти в положение критика и судьи. А осторожная линия руководителей польского епископата заключалась в том, чтобы, находясь в оппозиции режиму, не переходить той грани, за которой начиналась гражданская война. Эта линия как раз и позволила церкви найти общие позиции с левой интеллигенцией, настроенной атеистически. В результате, к концу существования коммунистического режима епископат обладал мощной духовной властью, которой у него не было в предшествующие столетия.

Во время событий 1980-1981 годов церковь стремилась, используя свой авторитет, предотвратить конфронтацию. Примас Польши кардинал С. Вышинский, исходя из сложной международной обстановки, советовал добиваться поставленных целей постепенно, не ставя под угрозу свободу и независимость страны. Эту позицию, как уже было сказано, разделял и Лех Валенса. В возникшей в стране поляризации мнений церковь хотела быть посредником между правительственным лагерем и «Солидарностью». Она ставила перед собой задачу предоставить свободу польскому народу, но обойтись без кровопролития или вмешательства извне. Насколько реальным было это вмешательство?

Задача у всех польских руководителей была одна: как-то балансировать между постоянной угрозой советских танков и невиданной для всего остального соц. пространства склонностью населения к регулярным восстаниям. Проблема была решена с изяществом: первой опасностью пугали население, второй, соответственно, Кремль. Поэтому даже в советское время в Польше сохранялась формальная многопартийность, земля была в частной собственности и была открытая граница с Европой.[22] Но теперь положение в Польше было слишком опасным. Силы конфронтации с обеих сторон объективно создавали механизм, который неизбежно вёл к столкновению. При этом процесс грозил выйти из-под контроля. Умеренные, центристские силы, как в ПОРП, государственном аппарате, так и в «Солидарности», были размыты, малочисленны, между ними не было доверия. ПОРП вообще переживала деградацию. Всё более очевидным становилось, что старая модель партии уже исчезла, а новая так и не возникла. Единства партии больше уже не существовало. Ей не удалось ни переопределить свою руководящую роль, ни приобрести новую власть.