Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 22

Ещё одной особенностью смешанной системы в Польше является то, что при канцлерской системе (например, в Германии) законодательная инициатива в основном принадлежит правительству, в Польше же за 1998-2000 гг. 44% законов были подготовлены Сеймом.[163]

Польская модель парламентской системы не следует принципу строгого баланса ветвей власти. Новая конституция особо подчёркивает роль Сейма и правительства и ограничивает роль и полномочия президента. Это соответствует традициям, заложенным конституцией 1921 г. И всё же, по-прежнему роль Сейма зависит от того, насколько ему удаётся создать устойчивое большинство, способное сформировать и поддержать состав правительства, т.е. работает принцип «рационализированного парламентаризма», на действии которого пытались построить ещё «Малую конституцию», но тогда не удалось избежать перекосов и противоречий.

Важным моментом в этой конституции явилось также регулирование отношений между церковью и государством, оформленное теперь конституционным порядком. С одной стороны, предоставляются гарантии независимости церкви от государственных властей, с другой, государственная политика не может определяться интересами какой бы то ни было религии.[164] Это был один из наиболее спорных вопросов в процессе разработки конституции. В том числе и благодаря этому за новой конституцией закрепилось название конституции «компромисса и консенсуса».[165]

Конституция, как уже говорилось, была принята по результатам референдума, особенность которого составила очень низкая явка избирателей – 43% (самая низкая явка на парламентских выборах была в 1991 г. – 43,2%).[166] Многие осознали, что новая конституция не будет означать быстрого и непосредственного улучшения их жизни. Как ни парадоксально, поддержка конституции убывала по мере того, как улучшалась экономическая ситуация: общество решило, что можно неплохо жить и без новой конституции. Другим фактором, повлиявшим на явку, была грязная кампания по подготовке референдума (влияло желание различных политических сил показать себя в преддверии парламентских выборов 1997 г.). В результате, люди решили, что конституция разрабатывалась в первую очередь для «политиков», а не для «народа». Тем не менее, конституция была принята, ещё один этап становления политической системы был пройден.

Парламентские выборы 1997 г. Реформа административного деления.

Позитивные тенденции экономического роста продолжились за годы, прошедшие с президентских выборов: продолжал расти уровень промышленного производства и ВВП (в 1997 г. вырос на 6,3%), причём на долю частного сектора приходилось 64% производства (60% в 1995 г.) и свыше 70% занятых. Уровень безработицы на конец 1997 г. составил около 10% (15,2% в 1995 г.). Суммарное вложение иностранного капитала на 1 июля 1998 г. составило $25 млрд.: Польша по-прежнему оставалась на первом месте среди стран Восточной Европы по динамике роста иностранных инвестиций. Наблюдался даже рост производства в сельскохозяйственном секторе, правда, всего на 1% (в 1994 г. были отрицательные показатели, т.е. спад).[167] В общем, этот период можно охарактеризовать как период закрепления достигнутых позитивных результатов. После первых лет форсированного реформирования для закрепления процессов трансформации в экономике, обеспечения более устойчивого и сбалансированного её роста и на этой основе заметного повышения уровня жизни была необходима передышка. Её и обеспечили пришедшие к власти левоцентристские силы.

К парламентским выборам 1997 г., тем не менее, ситуация на политической сцене несколько изменилась, и, главным образом, благодаря объединению более трёх десятков (34) правых партий и организаций в 1996 г. под флагом «Солидарности». Так появился единый блок правых сил «Избирательная акция «Солидарность» (ИАС) во главе с М. Кшаклевским.[168] Причём в идеологическом плане это было объединение группировок самых разных направлений: туда вошли группировки умеренно консервативного, христианско-демократического, национал-католического и профсоюзного оттенков. И это объединение принесло свои плоды.

Ещё одним изменением был новый закон о политических партиях (1997 г.), который ужесточал порядок их создания. Теперь чтобы учредить партию нужно было не менее 1000 человек (по закону 1990 г. достаточно было 15), а в регистрирующий орган необходимо было представить устав новой организации.[169] Всё это делалось для упорядочения политической сцены (к сентябрю 1994 г. в Польше было зарегистрировано 253 политических партии и объединения), и, следовательно, для большей стабильности системы.[170]

В результате всех изменений в парламентских выборах, прошедших 21 сентября 1997 г., участвовало уже 22 избирательных объединения и блока (в 1991 г. – 111, в 1993 г. – 34). Победу одержала ИАС (или «Акция выборча «Солидарность» - АВС), набрав 33,83% голосов (201 место); СДЛС занял второе место – 27,13% (164 места); далее – СС – 13,37% (60 мест); ПКП – 7,31% (27 мест); Движение возрождения Польши (с 1995 г., правонационалистическая партия, возглавляемая радикалом Я. Ольшевским) – 5,56% (6 мест) и 2 места получило немецкое нацменьшинство (для них нет 5%-го порога). В Сенате ИАС вообще получила абсолютное большинство мест – 51, СДЛС – 28, СС – 8, ДВП – 5, ПКП – 2 и независимые 6. Явка избирателей составила 47,9%: выше, чем на референдуме по принятию конституции (43%), но ниже, чем на предыдущих парламентских выборах (в 1993 г. – 52,1%).[171] Следовательно, уже не было такого накала страстей, сама по себе ситуация была стабильней.

Итак, ни один из блоков или объединений не имел в Сейме абсолютного большинства, поэтому было необходимо создавать коалиционное правительство. В результате переговоров правая ИАС вступила в коалицию с правоцентристским СС, и правительство возглавил умеренный политик (из «Солидарности») Ежи Бузек (см. Приложение 1). Но даже при таком раскладе коалиция не имела 2/3 голосов, требующихся для принятия наиболее важных решений.