Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 25

Причины такого успеха А. Квасьневского, с одной стороны, в падении поддержки правительства правых в обществе, и отсутствии единства в их лагере. Но главное, Квасьневский сумел создать себе имидж государственного деятеля, стоящего над распрями, характерными для польской политической жизни (чего, кстати, не получилось у Валенсы), и являющегося гарантом стабильности в стране. Не последнюю роль сыграли и успехи на международной арене. Он сделал всё для вступления Польши в НАТО (была принята в 1999 г.), последовательно проводил политику стратегического сближения с ЕС и Украиной, выступал сторонником нормализации отношений с Россией.

Второе место А. Олеховского тоже вполне закономерно: за него голосовали те, кто разочаровался в правых, но не может примириться с левыми, т.е. своеобразный протестный электорат.

Эти же выборы поставили и крест на дальнейшей политической карьере Валенсы, который получил лишь 1% голосов. Как пишет об этом В. Дубнов, обозреватель журнала «Новое время», история потеряла выдающегося персонажа незаметно и органично, без эпитафий и кричащих анонсов мировых агентств, в которых ещё совсем недавно он был завсегдатаем. Так и не заметив развития сюжета, он продолжал биться с коммунизмом, удивительным образом оставшись там, откуда бежал, - в одиночестве и без соперников, которые уже давно забыли о своём коммунистическом прошлом.[186] Своеобразной иллюстрацией этого служат слова самого Валенсы в адрес победителя: «Вашу победу на президентских выборах 1995 г. я воспринял как несчастный случай на производстве. Нынешние выборы подтвердили, что поляки голосуют именно за Вас. А это надо уважать».[187] Эти слова заставляют вновь отдать дань уважения чувству ответственности таких ярких политиков как Ярузельский и Валенса, которые сумели достойно встретить поражение и не нарушить новых правил игры, придав тем самым столь необходимую системе легитимность и позволив Польше столь мирно пройти через этот период трансформации.

После выборов, на которых М. Кшаклевский получил поддержку только 16% избирателей, кризис внутри ИАС ещё больше усилился и едва не привёл к её роспуску: 3 партии, входившие в ИАС, – ККП, ХНО и Польская христианско-демократическая партия (ПХДП) – потребовали отставки М. Кшаклевского, а после его отказа создали Федерацию ИАС, т.е., по существу, вышли из ИАС, хотя и остались в её парламентской фракции. В свою очередь, М. Кшаклевского поддерживали крупнейшие и наиболее влиятельные организации в ИАС (на их долю - около половины членов ИАС): профсоюз «Солидарность» и Социальное движение ИАС. Но в преддверии выборов, помня уроки прошлого, лидеры ИАС не допустили раскола: было решено реорганизовать ИАС в федерацию партий – объединение, где каждая партия пользовалась бы большей свободой, чем до этого. Эту федерацию возглавил премьер-министр Е. Бузик (Кшаклевский остался во главе «Солидарности», имеющей большое влияние в Федерации).[188]

Ещё одна новая партия, возникшая на правом фланге, также имела свои истоки в результатах прошедших президентских выборов – Гражданская платформа (ГП), появившаяся в начале 2001 г. Её возглавили А. Олеховский, занявший на выборах 2-е место, а также спикер парламента М. Плажиньский (вышел из федерации ИАС, лидер «раскольников») и Д. Туск, когда-то возглавлявший ЛДК, а теперь вышедший из СС (в СС тоже был раскол перед президентскими выборами и, как уже говорилось, А. Олеховский был одним из возможных кандидатов от СС). В эту партию вошли также такие яркие и известные политики как Я.-К. Белецкий (бывший премьер-министр от ЛДК, потом член СС), П. Пискорский (мэр Варшавы, СС), А. Халль (лидер ККП).[189] Очевидно, что создание ГП привело к оттоку членов ИАС и ККП (которая, в конце концов, вышла из Федерации и заключила соглашение о сотрудничестве с ГП), но больше других пострадал СС (главой которого теперь был Б. Геремек, тоже очень яркий и известный политик), потерявший основную часть своей элиты.

Чем ближе были выборы, тем больше становилась конкуренция в лагере правых. Так, Я. Качиньский (когда-то возглавлявший СЦС) создал организацию под названием «Закон и справедливость», призванную объединить довольно радикальные силы правого спектра. Из других радикалов можно отметить также «Самооборону» (СО) А. Леппера с антиевропейской программой (блокировали дороги и уничтожали пшеницу, направленную в ЕС), а также Лигу польских семей (ЛПС), которая тоже резко возражает против вступления Польши в ЕС.

23 мая 2001 г. произошёл окончательный раскол и в ИАС – 2 предвыборных комитета: Социальное движение ИАС, возглавленное Е. Бузеком (ближе к центру), и Альянс правых (ПХДП, ХНО, ДВП Ольшевского и «Закон и справедливость»).[190]

На левом фланге, напротив, царили мир и согласие. Ещё в декабре 1999 г. СДЛС был преобразован в одноимённую партию (т.е. наоборот процессы слияния), куда влилась и СДРП (самороспуск в июне 1999 г.). Если в СДРП было 50 тыс. членов, то в обновлённом СДЛС – 115 тыс.; в программном плане СДЛС сместился в центр. А в октябре 2000 г. СДЛС создал политическую коалицию (предвыборную) с Союзом труда (СТ).[191]

Таков был расклад сил перед парламентскими выборами 2001 г. Следует сказать ещё пару слов о новом Законе о выборах от 11 апреля 2001 г.: вводятся ограничения на пожертвования от частных лиц, а средства из госбюджета выделяются пропорционально набранным партией на предыдущих выборах голосам, если она преодолела 3%-й барьер.[192] Все эти меры были направлены на ослабление связи между политикой и бизнесом, а также на борьбу с коррупцией. Другим нововведением стала отмена общенациональных списков. Раньше у каждой партии было 2 списка: окружной и общенациональный. Первый – просто список кандидатов от каждого населённого пункта, а во второй могли быть включены кандидаты, не имеющие никакого отношения к данному округу или населённому пункту, т.е. окружной список в известном смысле гарантировал партии, что её ведущие кандидаты, даже если они проиграют в избирательных округах, всё равно войдут в парламент. Понятно, что это изменение должно было способствовать большей связи депутатов с округами, от которых они выбраны. Ослаблению сильных партий должна была послужить и новая формула подсчёта голосов (формула Сен-Лага), которая при подсчёте итогов отдаёт предпочтение средним партиям (мандаты, оставшиеся от партий, не преодолевших барьер). Барьер устанавливался разный: для партий – 5%, а для коалиций – 8%.[193]