Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 26

Выборы состоялись 23 сентября 2001 г. Победу одержала коалиция СДЛС-СТ – 41% и 216 мандатов (именно новая формула подсчёта голосов не дала им абсолютного большинства). Второе место заняла ГП – 12,7% и 65 мандатов; далее СО – 10,2% (53 места), группа «Закон и справедливость» - 9,5% (44 места), ПКП – 9% (42 места), ЛПС – 7,9% (38 мест), и 2 места - немецкое этническое меньшинство. В Сенате места распределились следующим образом: СДЛС-СТ – 75 (из 100), «Блок-2001» (блок правых, объединивший СС, ГП, ИАС и «Закон и справедливость») - 15, ПКП – 4, СО – 2, ЛПС – 2 и 2 беспартийные. Явка избирателей составила 46,3%, что ниже явки 1997 г. (47,9%), но не на много.[194]

В общем, можно сказать, что новый закон о выборах повлиял на окончательные итоги выборов. Победители (СДЛС-СТ), набравшие 41% получили 216 мест, притом что в 1997 г. ИАС, набравшая 33,83%, получила 201 место. Зато ПКП, набравшая 9%, получила 42 места, против 27 мест за 7,31% в 1997 г. Поэтому правительство было сформировано на основе более широкой коалиции, чем это предполагалось ранее – СДЛС, СТ и ПКП, а возглавил его Л. Миллер (председатель СДЛС).

В целом эти выборы продемонстрировали очередное движение «маятника», теперь уже в сторону левых (даже ПКП увеличила свой процент, не говоря уже о СДЛС (27,13% в 1997 г.; см. Приложение 2)). Партии же правительственной коалиции вообще не прошли в Сейм: за СС – 3,1% голосов, а за ИАС – 5,6% (для коалиции – 8%-й барьер).[195] По сути, эти выборы подтвердили, что время «Солидарности» прошло, как президентские выборы показали это в отношении Валенсы. Из могучего рабочего профобъединения она превратилась, по выражению одной польской газеты, в «музейный заповедник, которым гордятся перед иностранными гостями».[196] Нынешний профсоюз именуют «Солидарность-2», и никого из старой гвардии в нём больше нет, а из 10 млн. членов (1981 г.) остался только миллион.

Возвращаясь к результатам выборов, надо заметить, что место СС, по сути, заняла ГП, набравшая приблизительно столько же, сколько СС получила в 1997 г. (ГП – 12,7%; СС (1997 г.) – 13,37%; см. Приложение 2). Другой особенностью этих выборов стало неожиданно успешное выступление радикалов (около 100 мандатов). Это объясняется протестным голосованием, возникающим, когда общество разочаровывается в ведущих политических силах, что сопровождается довольно низкой активностью избирателей, как это и было на прошедших парламентских выборах. Положение в экономике действительно не лучшее: к февралю 2002 г. уровень безработицы достиг почти 17% (самый высокий показатель после 1989 г.), за время правления предыдущего кабинета ежегодный экономический рост упал с 7% до 1%, множество трений вызывает подготовка к вступлению в ЕС.[197]

По политической системе можно сказать, что процесс демократизации в Польше идёт весьма активно, основные демократические институты функционируют как саморегулирующиеся механизмы и смена власти происходит по итогам демократических выборов. Конечно, нельзя сказать, что в Польше уже есть развитое гражданское общество, но и здесь наблюдаются определённые сдвиги, что продемонстрировали, в том числе, выборы в органы местного самоуправления. Недостаточная же связь с обществом и его интересами по-прежнему служит причиной весомости личного авторитета в том же партогенезе. Ярким примером тому служит возникновение ГП (вокруг А. Олеховского), которая, по сути, ничем кроме новизны и лидера не отличается от СС, но вытеснила того с политической сцены.

По-прежнему в Польше не сформировалась стабильная двухблоковая или двух(трёх)партийная система, на правом фланге нет стабильной коалиции или одной крупной партии, но тенденция к формированию такой системы очевидна: правые уже поняли, что для победы надо объединяться и даже имеют такой опыт (ИАС). Очевидно, что и центростремительная тенденция сменила центробежную, мода на радикалов уже в прошлом. А протестное голосование тут не показатель: если французы чуть не выбрали Ле Пена в президенты, это ещё не значит, что общество там радикализовалось. Так и в Польше относительный успех радикалов на последних выборах – это знак властям, что общество близко к разочарованию, что надо как-то улучшать ситуацию.


Заключение

Польша выбрала отличный от Западной Европы путь развития далеко не в 1944 г., а намного раньше. Ещё в XIX в., когда Запад переживал своеобразный спор между либерализмом и консерватизмом, когда для его развития были характерны становление парламентаризма, конституциализма и т.д., для Польши главным был вопрос о национальном и государственном бытии. Поэтому польский либерализм никогда не имел глубоких корней: свободный рынок мог функционировать только там, где существовало сильное государство, а полякам пришлось полтора века бороться за государственную независимость. Тем не менее, в отличие от большинства постсоциалистических стран в Польше и в советское время существовали элементы рыночного хозяйства: преимущественно в частной собственности оставалось сельское хозяйство, заметное место в экономике занимал городской частный сектор (в тот период в частном секторе создавалось около 20% ВВП страны). Всё это облегчало дальнейшую трансформацию, которая началась, по сути, ещё с начала 80-х годов. Тогда уже правящая партия (ПОРП) потеряла свою монополию на власть, допустив легальную деятельность таких организаций как КОР (Комитет защиты рабочих).