Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 23

Если говорить об итогах этих выборов, то надо заметить, что левые отнюдь не потерпели поражение. Напротив, на этих выборах они даже набрали на 7% больше (20,5% в 1993 г. и 27,13% на этих выборах; см. Приложение 2). И это несмотря на тот универсальный принцип, согласно которому в устоявшейся демократии партии у власти не приобретают, а теряют сторонников. Другое дело с ПКП, которая на прошлых выборах получила 15,2% и 129 мест, а теперь – лишь 7,31% и 27 мест (см. Приложение 2). Но этому была вполне объяснимая причина – их неясная позиция по отношению к коалиции с СДЛС: то ли они в оппозиции правительству, то ли в правительстве. Такая позиция этой партии была оценена её электоратом как отсутствие позиции, и значительная часть крестьян не пошла на выборы, тем более, что для них ситуация с приходом левых изменилась в лучшую сторону не на много.[172]

Если говорить о победителях, то прежде всего надо заметить, что ИАС отнюдь не расширила свой электорат, она просто нашла его, объединив тех, кто прежде голосовал за множество партий и партиек. 3,5 десятка различных организаций, объединившихся вокруг профцентра «Солидарность», понимали, что в одиночку им не получить даже тех 1-2 мандатов, которые «с барского стола» бросят им лидеры ИАС. Правые просто взяли пример с левых, которым 4 года назад достаточно было создать предвыборный блок, чтобы победить.

Подлинным победителем можно назвать СС (Союз свободы), в сотрудничестве с которым, благодаря его центристской позиции, заинтересованы все силы.

Хочется отметить и 2 места, полученные немецким нацменьшинством – это самая большая этническая группа в Польше: поляки – 97,6%, немцы – 1,3% (более 350 тыс.), украинцы – 0,6%, белорусы – 0,5%; далее – русские, словаки, чехи, литовцы, евреи; при численности всего населения около 38,6 млн. человек (на 1998 г.).[173]

Выборы показали, что польская демократия ещё немного упрочилась: политическая сцена стала прозрачнее и проще – основные позиции в парламенте заняли 2 противостоящих блока и 1 пусть и не большая, но имеющая весьма весомые позиции центристская партия. По-прежнему в Польше нет сильного центра, зато есть 2 полюса, но теперь движение носит уже не центробежный, а центростремительный характер, иначе коалиция с СС была бы невозможна. Поэтому и радикалы в парламенте практически не представлены (6 мест ДВП (из 460) погоды явно не делают). Очевидно, что партийная система из крайне поляризованной (крайнего плюрализма) постепенно и незаметно превратилась в обычную умеренно поляризованную (ограниченного плюрализма), или, по крайней мере, уже находится ближе ко второму варианту, т.е. политическая жизнь всё больше входит в нормальные рамки, установленные для любой демократической системы.

Возвращаясь к правительству Е. Бузека, надо сказать, что коалиция изначально складывалась непросто: слишком разные группировки объединились в ИАС, да и Л. Бальцерович, лидер СС требовал как можно больше министерских портфелей для представителей своего союза. Дело в том, что те реалистичные, но жёсткие задачи, которые он ставил перед правительством трудно сочетались с во многом популистскими обещаниями ИАС. Так, Бальцерович был убеждён в необходимости исходить в финансовой политике только из реальных возможностей экономики и не залезать в долги (что вполне допускали представители ИАС). Он понимал, что оздоровление финансов и снижение бюджетного дефицита не вызовут восторгов в обществе, но был уверен, что «тот, кто избегает трудных решений, не способен управлять».[174]

При всём при этом незавершённость системных преобразований, накопившиеся негативные последствия допущенных ранее ошибок и т.д. требовали перехода ко второму этапу системных реформ, что и было сделано правительством Е. Бузека. На повестке дня стояли 4 реформы: пенсионная, здравоохранения, образования и административная. Так в 1998 г. была проведена реформа административного деления. В результате, с 1 января 1999 г. вместо двухступенчатой было введено трёхступенчатое административное деление – воеводства (их число сокращено с 49 до 16), повяты (308 земских и 65 городских) и гмины (2489).[175] На всех уровнях созданы органы местного самоуправления. Вместе с тем сохранился пост воеводы, который является представителем правительства в воеводстве и соответственно назначается главой кабинета министров. Тем самым вертикаль государственного управления сохраняется.

В каждом воеводстве в качестве органа самоуправления избирается сеймик, на который возложены законодательные функции на воеводском уровне: формирование бюджета и стратегии развития воеводства, а также формирование и роспуск администрации, которая является исполнительным органом и работой которой руководит маршалек. Среднее звено – повяты, в которых также избирается совет повята, формирующий затем администрацию, работой которой руководит староста. В компетенцию повятов входят вопросы образования (среднего и специального), здравоохранения, социальной защиты (всё это, естественно, на местном уровне), строительство и ремонт дорог, а также контроль за состоянием природных ресурсов региона. Низовое звено системы – гмина, управляется советом гмины, который формирует администрацию, возглавляемую войтом. Воеводства – это региональный уровень власти, а повяты и гмины – локальный. Бюджет местных органов власти формируется из государственных дотаций (на 60%), субсидий, имеющих целевое назначение и подлежащих возврату в случае неиспользования в срок, и собственных доходов.[176]

В результате этой реформы оказалась заполненной брешь между Сеймом и гминой, и в ведении местных властей оказалось немало проблем общественной и экономической жизни регионов. Всё это должно было способствовать развитию гражданского общества, которое пока было слабо, но без которого любая демократия остаётся лишь суммой институтов, т.е. существующей формально.