Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 31

Проведение твёрдой налоговой, кредитной и платёжной политики, а также сохранение стабильного обменного курса, привело к тому, что уровень инфляции упал с отметки свыше 30% ежемесячно в последнем квартале прошлого (т.е. 1989 г. - Реф.) года и 79% в январе текущего (т.е. 1990 г. - Реф.) года до уровня 4,7% в марте. Самый низкий уровень инфляции, составляющий около 1,8%, зафиксирован в августе...

Позитивным результатом стабилизационной деятельности была ликвидация массового товарного дефицита на рынке. Благодаря этому исчезли тягостные и обременительные для общества длительные ожидания в очередях, "доставание" товаров вместо нормальной покупки, невозможность удовлетворения ежедневных насущных потребностей...

В течение 15 месяцев осуществлено либо начато много важных перемен в системе функционирования экономики:

- устранены практически все формы административного распределения товаров и услуг;

- расширена сфера свободных цен с около 50% до около 90% - это означает, что товары и услуги были охвачены действием рыночных законов;

- приведён к единообразию и стабилизирован курс валюты, а также введена внутренняя конвертируемость злотого;

- достигнута принципиальная упорядоченность кредитных отношений и отношений в бюджетно-банковской системе, при устранении так называемой практики финансирования государственного бюджетного дефицита Польским национальным банком, что являлось важным источником инфляции;

- достигнута значительная либерализация внешней торговли...

- начата реализация программы деконцентрации монополизированных отраслей производства и торговли. Демонополизированы мясная и сахарная промышленность, транспорт и торговля сельскохозяйственной техникой, а также ликвидированы посреднические структуры в каменноугольной промышленности, энергетике, добыче бурого угля, а также в кооперации;

- начат процесс малой приватизации, в частности в сфере торговли и автомобильного транспорта.

б апреля 1990 г. правительство представило Сейму второй пакет законодательных актов, содержащих прежде всего проекты законов, касающихся преобразований собственности. Основополагающее значение имел проект закона, открывающий возможности достижения структуры собственности польской экономики, сопоставимой со структурой, имеющей место в развитых странах рыночной экономики.

Возможности достижения прогресса в этой области возникли с момента принятия Сеймом 13 июля 1990 г. закона о приватизации государственных предприятий. На основе этого закона в августе было создано Министерство преобразований собственности, начавшее 30 ноября процесс большой приватизации, посредством продажи акций пяти пилотажных предприятий...

Радикальное переустройство экономики страны должно было повлечь за собой социальные издержки. Одним из их видов является безработица... Большая или меньшая безработица всегда присуща рыночной экономике.

Значительно снизилась реальная заработная плата и иные доходы семей. В среднем реальная заработная плата в общественном секторе в первом квартале 1990 г. статистически была на 30% ниже реальной заработной платы в первом квартале 1989 г. Однако следует помнить, что в 1989 г. значительная часть доходов не имела покрытия в товарах и услугах. В связи с этим реальное падение потребления было значительно меньшим, чем это следовало бы из приведённого показателя…

Польская экономическая система уже принципиально иная, чем год назад. Её черты отвечают основным условиям системной рациональности и позволяют утверждать, что экономика встала на новый путь..."

Источник: Восточная Европа на новом пути (Хроника событий, документы, комментарии) / Отв. ред. Шаншиева Л.Н. М. 1994. С. 120–125.


Приложение 4

СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РУБЕЖЕ 1991 И 1992 гг.: ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА, ПРИНЯТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЯНА ОЛЬШЕВСКОГО

Правительство Яна Ольшевского сочло целесообразным и необходимым в начале своей деятельности представить польскому обществу максимально полный баланс состояния страны к моменту прихода к власти данного правительства. Концентрируясь главным образом на отрицательных моментах, правительство тем не менее признаёт бесспорным наличие и несомненных достижений, относя к числу таковых свободное избрание органов власти, возвращение гражданских и политических свобод обществу, обретение Польшей внешнего суверенитета, закрепление в договорах границы между Польшей и Германией, вступление на путь рыночной экономики и т.д.

Ниже приводятся выдержки из документа.

* * *

"Принятие лагерем "Солидарности” осенью 1989 г. полной ответственности за государство не было соединено с принятием всего аппарата власти и с фундаментальным изменением строя. Свободные выборы президента состоялись только через год, свободные выборы парламента - через два. На протяжении всего этого периода в Польше существовало фактическое двоевластие...

Отсутствует ясное определение сферы компетенции и взаимоотношений органов верховной государственной власти: Сейма, президента и правительства. Это затрудняет выполнение этими органами своих обязанностей. Без принятия новой конституции упорядочение государства будет невозможным...

Пробелы и противоречия в системе права, а также недостаточность власти и неясность компетенции институтов контроля благоприятствуют различным формам экономических преступлений: от обычных злоупотреблений и мошенничества с налогами, а также взяточничества до финансовых афер крупного масштаба. Процесс перехода от коммунистической экономики к экономике рыночной не был облечён в рамки правового урегулирования...