Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 30

"Основной задачей, которую поставило перед собой правительство, было переустройство государства. Переустройство это основывалось на исключении институтов и практики государственной деятельности, в которых монополия власти принадлежала одной партии, отождествляющей свои идеологические и политические интересы с интересами государства и общества. Вместо этого созданы были институты правового государства, обеспечивающие гражданам влияние на общественную жизнь, гарантию личных и политических свобод, а также подчиняющие деятельность всех органов власти конституционному порядку.

Разрушение политической монополии партии и отказ от централистской модели управления экономикой требовало не только новых институциональных решений, но также и изменения способа и методов осуществления власти, формирования новых механизмов согласования противоречивых интересов и достижения общественного консенсуса. Правительство последовательно придерживалось позиции, что эти механизмы должны действовать в рамках и на основе законности, а соблюдение законности является обязанностью всех участников общественной жизни. Переустройство государственных институтов охватило все сферы.

Одним из главных направлений перемен было переустройство тех звеньев государственной структуры, которые в предшествующее сорокалетие играли роль инструмента репрессий и доминирования государства над обществом.

Созданы были институциональные условия независимости судопроизводства. Система судопроизводства подверглась глубокой трансформации. Была устранена зависимость судов и судей от органов администрации, значительно расширены правомочия и значение судейского самоуправления…

В соответствии с традициями и проверенными образцами прокуратура была включена в систему государственной администрации.

Фундаментальные перемены произошли в подходе к роли и значению полицейских служб в государстве. Министерство внутренних дел утратило характер органа, осуществляющего контроль над всеми проявлениями общественной жизни, и инструмента репрессий против политических противников.

...Ликвидирована Служба безопасности, и вновь созданное Управление охраны государства ни с точки зрения стоящих перед ним задач, ни с точки зрения методов деятельности не является её наследником. Разрыву с недоброй традицией, широко распространённой в обществе, послужило преобразование гражданской милиции в полицию.

...Произошла полная либерализации закона об объединениях, введена свобода проведения собраний, ликвидирована цензура.

Были созданы соответствующие законам условия создания и функционирования политических партий...

Подвергалась изменению политика правительства по отношению к национальным меньшинствам. Основываясь на позиции равных гражданских прав, прилагались усилия для создания условий, способствующих сохранению национальной тождественности меньшинств...

Введённое в Польше законодательство было признано Советом Европы вполне соответствующим европейским стандартам в области соблюдения прав человека...

Устранение политической монополии коммунистической партии обусловило вступление на путь перемен во всех сферах общественной жизни. Системы, сформированные для потребностей контролирования одним политическим центром всех проявлений общественной жизни, были заменены механизмом принятия решений, позволяющих свободно организовывать общественную жизнь...

Осуществлённые правительством перемены были не только реформой его институтов, они были подчинены иной, нежели доминировала прежде идее государства. Они явились разрывом с концепцией государства вездесущего и всемогущего, а также созданием государства деятельного, функционального и демократического. Государства, в котором конституционный порядок определяет деятельность всех его органов и властных структур..."

Переустройство экономики

"Сложившаяся ситуация определила для правительства две группы задач в области экономики...

- стабилизацию экономики посредством преодоления инфляции и достижение экономического равновесия;

- переход к открытой рыночной экономике одновременно с приведением в действие процессов преобразований в сферах институциональной и собственности.

Действия в этих направлениях были предприняты одновременно, ибо системные изменения не могли ожидать полной экономической стабилизации.

Правительство сознательно выбрало вариант одновременных действий. Допущение долговременного существования разрушительной гиперинфляции и углубляющихся недостатков в экономике должно было привести к её полному распаду. Только быстрое достижение стабилизации экономики делало возможным получение финансовой поддержки из-за рубежа.

Понимая это, правительство осуществляло тесное сотрудничество с Международным валютным фондом и Международным банком. В результате Польша получила стабилизационный фонд в размере 1 млрд. долл., кредитные гарантии на совокупную квоту более 8 млрд. долл., а также иные формы помощи от правительств западных стран, обусловленные соглашением с Международным валютным фондом...

Из практических соображений моментом начала реализация программы было признано начало 1990 г....

В рамках законодательной деятельности были подготовлены проекты новых и осуществлена новелизация законодательных актов в экономической области. Пакет этих проектов был представлен Сейму вице-премьером Совета министров, министром финансов Лешеком Бальцеровичем, 17 декабря 1989 г. Конкретизации действий, вытекающих из экономической программы правительства послужила подготовка "Основ социально-экономической политики на 1990 г.". Этот документ заменил разрабатываемые прежде центром годовые планы.

Программа экономической стабилизации основывалась прежде всего на достижении в течение короткого времени соответствия между глобальным денежным спросом и уровнем предложения...