Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 20

Как правило, «старые» демократии изначально создавали рыночную экономику, обеспечивали её конституционную защиту и лишь затем проводили демократизацию политической системы. А страны Восточной Европы после 1989 г. столкнулись с необходимостью одновременного создания основ демократии, рыночной экономики и конституционного правопорядка. Подобная тройная трансформация не имела исторических прецедентов. В результате, многие государства, приняв конституции в начале переходных периодов, не сумели построить демократию. Ещё больше примеров того, когда демократизация затрудняла и даже тормозила рыночные реформы (большинство, имея власть, может отказаться от бремени трудностей экономической перестройки).[152] В Польше в течение ряда лет переход к рынку и демократизация шли в ущерб разработке основного закона. Фактически, новый правовой порядок сложился в результате постепенного изменения прежнего, а новая конституция лишь обобщила, кодифицировала и систематизировала существующее поле государственной деятельности, т.е. узаконила уже сложившийся правовой и институциональный строй. Такая поэтапность была ещё тем хороша, что позволила учесть и исправить ошибки, допущенные в «Малой конституции», которая принималась в несколько иных условиях: теперь и сама политическая система была гораздо стабильнее, первые этапы становления были уже позади.

Разработка новой конституции велась ещё при Валенсе, поэтому её создатели старались ограничить власть президента, а когда был избран Квасьневский, и социал-демократы уже не были уверены в победе на предстоящих выборах 1997 г., кардинально менять что-либо было поздно, в результате, новая конституция ограничила роль Сейма и президента, а роль правительства усилила.

Сейм и Сенат по-прежнему избираются на 4 года путём прямых всеобщих выборов. Право быть избранным в Сейм имеют все граждане Польши, достигшие 21 года, в Сенат – 30 лет (разд. IV, ст. 99).[153] Выборы проходят по пропорциональной системе. Сенат как и раньше слабая верхняя палата (несмотря на прямые выборы). Теперь его право вето даже ещё больше ограничено. В течение 30 дней он может принять закон, поступивший из Сейма без изменений, внести поправки или отклонить в целом. В последних двух случаях законопроект возвращается в Сейм, которому достаточно абсолютного большинства голосов при наличии кворума для преодоления вето Сената и принятия закона в первоначальном виде (как до отправления в Сенат); (разд. IV, ст. 121).[154] Однако полномочия Сейма тоже несколько ограничены: правительство теперь формируется премьером. Кандидаты в министры уже не заслушиваются на заседаниях комитетов Сейма, они назначаются президентом по предложению премьера. И правительство может быть отозвано лишь тогда, когда сформируется новое парламентское большинство, т.е. Сейм может вынести только конструктивный вотум недоверия правительству (в этом и усиление позиций правительства).

Новая конституция ограничила также полномочия президента. Президент, как и прежде, выбирается прямыми всеобщими выборами, что, конечно, усиливает его фигуру, т.к. его избрание не зависит от парламента и является выражением воли народа. Президентом может быть выбран любой польский гражданин, достигший 35 лет. Кандидата выдвигает не менее 100 тыс. граждан. Выборы проходят по мажоритарной системе в 2 тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов. Срок полномочий – 5 лет с правом ещё одного переизбрания (разд. V, ст. 127).[155] Благодаря всенародному избранию президент может быть отрешён от должности лишь в ходе процедуры импичмента, для возбуждения которой необходимо постановление Национального собрания, принятое большинством не менее 2/3. Вопрос о виновности рассматривает Государственный Трибунал. Как и прежде отсутствует институт вице-президента. Если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, его замещают последовательно Маршал Сейма и Маршал Сената.

В новой конституции устранена неопределённость прежней редакции: президент утратил полномочия осуществлять «общее руководство и координацию» в области международных отношений, внешней и внутренней безопасности государства, что исключает возможность обоснования «подразумеваемых полномочий» в этих вопросах. На практике это означает ослабление президентских полномочий. Вообще новая конституция более чётко разграничивает полномочия президента и премьера, начиная с того, что президент – это глава государства, а Председатель Совета министров – глава правительства, которое, на самом деле, и управляет государством.

Также ограничена и законотворческая деятельность президента: требование контрассигнатуры расширено (по сравнению с «Малой конституцией»). Более того, теперь правом второй подписи наделён лишь премьер, что закрепляет его ведущую роль в правительстве и делает ответственным перед Сеймом, а также увеличивает его независимость в отношениях с президентом. Хотя, например П. Спивак (оппозиционно настроенный к конституции), критикует это положение, говоря, что был введён принцип конструктивного вотума недоверия (это приветствуется), но в то же время был закреплён принцип общей ответственности правительства (подпись премьера – как бы общая ответственность всего правительства) – что приводит к «размыванию» ответственности исполнительной власти.[156] На самом деле, возможна и отставка отдельных министров, т.е. может быть вынесен вотум недоверия отдельному министру (просто теперь нет повода для этого в виде контрассигнационной подписи этого министра), но об этом чуть позже.