Исследование трансформации политической системы Польши с начала 80-х годов и по настоящее время, страница 19

Тем не менее, выборы раскололи страну практически надвое. При достаточно высоком проценте проголосовавших (более 68%) первое и второе места разделяли лишь 700 тыс. голосов.[147] Немецкая журналистка Хелга Хирш, занимающаяся Польшей, охарактеризовала эту ситуацию в очерке под названием «Страна без середины», зато с двумя полюсами, т.е. с преобладанием не центростремительных тенденций, а центробежных (к флангам).[148] Польша пока оставалась страной без центра, но драматизировать поляризацию политических сил, как показали дальнейшие события, всё же не стоило. Польша уже находилась на пути от крайней поляризации, к системе ограниченного плюрализма (по классификации Дж. Сартори), когда в обществе начинают преобладать центростремительные тенденции, и которая характерна для большинства стран с демократической системой. Но тогда эта тенденция ещё лишь намечалась.

Говоря же о Валенсе, нельзя не заметить, что насколько позволяли полномочия президента и его собственные знания, он способствовал процессу реформ, защищал национальную безопасность страны. Он практически не нарушал законы и был фактором, стабилизирующим государство. Политические противники Валенсы обвиняли его в авторитарных устремлениях. Однако он никогда не переступал грань демократии. Его отчасти «недемократические шаги» вынуждали шевелиться политиков и государственные институты и в итоге способствовали развитию демократии! И, судя по результатам всеобщих президентских выборов 1995 года, он показал себя сторонником демократического пути развития польского общества. Ещё до своего поражения на выборах он видел усиление в обществе левых настроений и публично признавал необходимость уважения итогов выборов в парламент, если даже и победят на них левые силы. Он был готов уважать волю своего народа. И даже теперь, потерпев поражение, он не вышел за рамки правил, установленных новой политической системой Польши, придав ей, тем самым, окончательную легитимность. Смена элит произошла. И произошла она в рамках правил нового демократического строя.

Итак, теперь вся власть оказалась сосредоточена в руках левых. Тенденция, проявившаяся ещё в ходе парламентских выборов 1993 г., получила своё логическое завершение. Процесс возрождения на новой социал-демократической основе идеалов социальной справедливости и социального партнёрства, пройденный в своё время Западной Европой, теперь затронул и Восточную Европу (эта тенденция проявилась не только в Польше). С другой стороны, это была нормальная реакция на чрезмерный либерализм и даже радикализм, воцарившийся после падения коммунистического режима. Маятник качнулся вспять, но теперь уже с меньшей амплитудой.


Функционирование современной политической системы Польши.

Новая конституция 1997 г.

                                                                                    Граждане! Заклинаю вас во имя Отечест-

                                                                                    ва и вас самих, преодолеем временное

                                                                                    помешательство единством, отвагой пе-

                                                                                    ред объединившимися врагами и посто-

                                                                                    янным уважением к закону и к тем, кто

                                                                                    именем закона отдаёт распоряжения.

                                                                                    Знайте, что тот, кто не хочет повиновать-

                                                                                    ся закону, недостоин свободы.

                                                                                                               Тадеуш Костюшко

                                                                                                   (из воззвания жителям Варшавы.

                                                                                                   29 июня 1794 г.).[149]

25 мая 1997 г. на всенародном референдуме с незначительным перевесом голосов (56,8% «за» и 43,2% «против») была одобрена новая польская конституция, 10-я конституция в истории Польши (первая была принята ещё в 1791 г.). Национальное собрание приняло проект 2 апреля 1997 г.[150] В течение 7 лет «временная конституция» обеспечивалась изначально поправкой от 7 апреля 1989 г. к конституции 1952 г., а затем «Малой конституцией» от 17 октября 1992 г. Почему же так вышло?

Теоретически конституция легко может быть принята при рождении нового государства, а также на волне революции, но при условии, что её проект уже существует, поскольку революционный момент скоротечен. У «Солидарности» в 1989 г. не было такого проекта: не предвидели столь скоротечного краха системы. Изменения пошли эволюционным путём: были приняты поправки 1989 г., а затем – «Малая конституция». Принять «большую» конституцию тогда не было возможности из-за слишком сильной раздробленности политических сил в парламенте. С 1993 г. сформировалось парламентское большинство достаточное для принятия конституции, но опять вместо разработки её проекта дебаты оказались направленными на подготовку закона о порядке ратификации конституции, тогда (в 1994 г.) правые, по сути, выступили против ещё не существовавшей конституции. Вообще, по словам Евы Летовски, первого уполномоченного по правам человека в Польше, последовавшие за 1989 г. несколько лет «конституции через декларации» создали иллюзию того, что достаточно вписать что-то в конституцию, чтобы записанное тут же чудесным образом превратилось в реально существующее право или свободу. Поэтому конституционные дебаты в Польше были направлены на выяснение того, кто и что запишет в конституцию, абсолютно не затрагивая вопроса, существуют ли какие-либо конституционные механизмы реализации закреплённых в ней положений.[151] Это была лишь одна из сложностей, а, в общем, проблема заключалась в том, что процесс демократизации государства стал препятствовать разработке конституции.