· Имеющиеся технологии – чем совершеннее, а значит, чем выше производительность труда, тем больше готов производить производитель при данной цене.
· Количество продавцов данного товара.
· Фактор ожидания – в ожидании более высоких цен, производитель может притормозить предложение сегодня и уменьшить его. Если товар скоро портится, то производитель увеличивает цену, снижая предложение.
· Налоги и дотации. Чем выше налоги, тем выше будет цена предлагаемого товара и тем меньше будет его предложение. Чем выше дотации, тем больше готов предлагать производитель. Дотации – доплаты государства, которые безвозмездны.
· Фактор времени, который имеет двоякое значение для производителя. Есть производство, где четко выражены биологические ритмы (время года, сезон ловли рыбы и т. д). Эти ритмы обуславливают объемы производства.
4. Предложение в отличие от спроса всегда более консервативно, т.к. объемы предложения нельзя увеличить моментально. А почему? Потому что, чтобы увеличить объемы предлагаемого товара надо проделать следующие шаги: во-первых, найти ресурсы, во-вторых, их скоординировать в производстве, в-третьих, произвести товар. А для этого всего нужно время.
Математическая формула
Qs=a+b*P где:
a – величина предложения при любой цене
b – коэффициент или число, показывающее на сколько единиц каждый раз меняется величина предложения при изменении цены на одну единицу.
Такая функция объема предложения от цены называется линейной. И тогда, как в случае со спросом, она будет носить линейный характер.
P |
Qs |
0 |
6 |
1 |
10 |
2 |
14 |
3 |
18 |
Qs=6+4*P – линейная функция предложения.
Равновесная цена
1. Понятие.
2. Механизм установления.
3. Ее функции.
4. Государственное вмешательство в процесс рыночного ценообразования.
1. Равновесная цена – это цена, во-первых, сбалансированного спроса и предложения, стало быть, это цена, при которой цена спроса и цена предложения совпадают (Qd=Qs; a-b*P=a+b*P). Это цена, при которой ни у потребителя, ни у производителя нет мотивов менять свое экономическое поведение.
2. Как она устанавливается? Она устанавливается демократично, не в тиши кабинетов, а образуется путем постоянного взаимоприспособления спроса и предложения друг к другу.
Точка равновесия
1. P1 > Pравновесная – Qs1>Qd1 – излишек, который возник в силу несовпадения. Сразу сформировался рынок покупателя, потому что продавцы конкурируют за возможность сбыть товар. Здесь господствует покупатель. Конкуренция продавцов вызовет тенденцию цены к снижению. Снижающаяся цена будет вызывать с одной стороны увеличение спроса, а с другой - снижение предложения. Более того, какая-то часть производителей вообще покинет рынок, т.к. обанкротится. А другая часть, которая пытается выжить при этих ценах, будет думать о снижении издержек. В результате этих тенденций совпадет цена спроса и предложения.
2. P2 < Pравновесная – Qd2>Qs2 – дефицит. Формируется рынок продавца, потому что конкурируют покупатели за право купить дефицитный товар, и соответственно, их конкуренция будет вызывать тенденцию цены к росту. По мере увеличения цены покупатели начнут уменьшать покупки, а продавцы – увеличивать объемы предлагаемого товара. Покупатели начнут искать заменители. В конечном счете, цена спроса и предложения снова совпадет и установится равновесная цена.
3. Таким образом, процесс приспособления спроса и предложения друг к другу на рынке привел к тому, что рынок сам автоматически без субъективного вмешательства изжил дефицит и излишки, и равновесная цена и установилась благодаря этому стихийному приспособлению. Отсюда вывод: равновесная цена всегда рыночная, но рыночная цена не всегда равновесная. В процессе своего приспособления спроса и предложения эта цена выполнила ряд важных функций:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.