Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 20

4.  Значение категории издержек и доходов имеет место для определения так называемой точки максимизации прибыли. Это точка, которая показывает тот объем производства, при котором фирма получает максимальную прибыль, и это состояние описывается следующей формулой:

MC = MR – правило максимизации прибыли (золотое правило бизнеса): есть смысл наращивать объем производства до той точки, где издержки на производство последующей единицы этого объема совпадают с доходом, полученным от производства это единицы.

TR - TC = max

Четвертый блок: рыночные структуры

Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры.

1.  Понятие рыночной структуры.

2.  Спрос и доход совершенного конкурента.

3.  Максимизация прибыли совершенного конкурента.

4.  Поведение совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

5.  Поведение совершенного конкурента в долгосрочном периоде.

6.  Эффективность совершенного конкурента как рыночной структуры.

1.  Процесс ценообразования является для фирмы достаточно внешним процессом, где и формируется информационный сигнал. Но фирма сама определяет, во-первых, стоит ли ей производить или прекратить производство, во-вторых, какой объем производить и, в-третьих, будет ли она получать прибыль или убытки. Ответ на эти поставленные вопросы будет зависеть от того, к какому типу рыночной структуры относится фирма.

Рыночная структура – это совокупность условий конкурентной деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

·  Сколько продавцов на рынке данного товара или услуги.

·  Какой товар производится (одинаковый, однородный, уникальный или с определенными отличиями, хотя и одинаково функциональный.

·  Какая на рынке информация о ценах, о технологиях, о применяемых ресурсах (прозрачная или непрозрачная).

·  Какой вход на этот рынок (отрасль): свободный, блокированный или с определенными ограничениями.

·  Контроль над ценой производимого товара или услуги (возможен контроль или невозможен, или возможен, но с определенными ограничениями).

В этой связи различают:

o  Рынки совершенной конкуренции. Сюда относится чистая, ни кем не ограниченная конкуренция.

o  Рынки несовершенной конкуренции – конкуренция с определенными ограничениями. Существует 3 типа рыночных структур:

§  Чистая конкуренция.

§  Олигополия.

§  Монополистическая конкуренция.

25.11.10

Чистая конкуренция как тип рыночной структуры.

§  Продавцов на рынке много.

§  Товар производимый ими идентичен.

§  Информация прозрачна.

§  Вход на рынок свободный.

§  Контроль над ценой невозможен, поскольку каждый производитель имеет небольшую долю в отраслевом объеме и потому влиять на цену не может. Он может лишь приспосабливаться к той цене, которая установилась на рынке, и за это, кстати, он получил название ценополучатель.

Эта рыночная структура – это достаточно идеализированная модель, поскольку в реальной практике можно говорить лишь о приближении к этой модели. При всей своей идеализированности эта модель позволяет очертить те ограничения, с которыми сталкивается фирма в вопросе максимизации прибыли и потому позволяет оттенить особенности поведения в других рыночных структурах.

Спрос на продукцию совершенного конкурента является совершенно эластичным, поскольку он на цену влиять не может и приспосабливается к той цене, которая есть. Весь спрос идет по одной цене.

 

TR = P x Q

TR1 = 200 x 1 = 200

TR2 = 200 x 2 = 400

TR3 = 200 x 3 = 600

MR =

MR1 =

MR2 =

 

Максимизация прибыли.

Поведение совершенного конкурент в краткосрочном периоде

1.  Допредельная фирма с положительной экономической прибылью.

P1>ATC

a – точка максимизации прибыли

Прибыль = (P – ATC) x Q

2.  Допредельная фирма с нулевой экономической прибылью.

P2 = ATC (min) – безубыточность.