1. Только на базе частной собственности возникает частный экономический интерес и конкуренция, а значит, и рыночные цены, которые называются сердцем рынка.
2. Только на базе частной собственности возникает заинтересованность в экономном расходовании ресурсов.
3. Социально-психологическое – ментальность населения (образ мысли и стиль поведения). Менталитет населения выковывается исторически в любой экономической системе, поэтому там, где никогда не было частной собственности, уважение к ней не возникает сразу и там становление рынка идет труднее, дольше и с большими издержками.
4. Общественное условие – роль государства. Вопрос о роли государства в традиционной экономике, в административной экономике вообще не обсуждался просто по определению. А вот в рыночной экономике этот вопрос обсуждается очень горячо. Потому что в рынке есть механизмы самонастройки экономики, которые воспевал Адам Смит (конкуренция, рыночная цена, частный экономический интерес и т.д.).
Доводы:
1. Конкурентная рыночная экономика по сути своей имеет вирус монополизма, то есть, конкуренция заставляет быть первым, неповторимым. Поэтому государство в конкурентной экономике должно поддерживать новаторов в производстве и стимулировать их инициативу. Это защита авторских прав на изобретения, выдавать соответствующие патенты на изобретения, но вместе с тем монополизм может обернуться и другой стороной, а именно – разрушением конкуренции, рынка. Когда монополии завышают цены, вызывают искусственный дефицит, а иногда сознательно разоряют других производителей. Поэтому нужны антимонопольные меры со стороны государства.
2. Экономические блага, которые производят отдельные частные фирмы, называются частными благами. Но для экономики нужны другого рода блага, которые получили названия общественных благ. Это блага, которые характеризуются следующими признаками:
· Их нельзя размерить и развесить, как обыкновенные экономические блага.
· Пользуются этими благами все. При этом не важно, заплатил или не заплатил за это благо. – Эффект «безбилетника».
· В потреблении этих благ нет конкуренции.
· Они никогда не посылают сигналов индивидуального спроса, поскольку пользуются ими все. Поэтому собрать информацию о потребностях в этом благе невозможно.
Выход: Государство должно собирать налоги с населения и финансировать производство этих благ и услуг. Примеры: уличное освещение, пожарная охрана, судебная система, услуги национальной безопасности.
3. Производство и потребление благ и услуг очень часто сопровождается внешними эффектами – экстерналиями или эффектами перелива. Внешние эффекты – это эффекты, которые переливаются за границы участников сделки и перекладываются на третьих лиц – не участников этой сделки. Они бывают положительными и отрицательными. Примеры положительных: услуги по образованию, вакцинация населения, культурные услуги. Отрицательные: все формы загрязнения окружающей среды, касающиеся производства и потребления экономических благ, это все, кто курит, наркоманы, химические комбинаты и т.д. Отсюда государство призвано в первом случае – поддерживать (в том числе финансово) все сферы, где создаются положительные внешние эффекты, а во втором случае – сдерживать производство и потребление благ с отрицательными эффектами.
4. Рынок всегда содержит в себе ассиметричную информацию, которая приносит экономическим субъектам либо односторонние выгоды, либо односторонние издержки. Поэтому государство, чтобы гасить такую информацию, вводит различные стандарты: механизмы аккредитации, сертификации, выдает дипломы государственного образца, предъявляет законодательные требования к эмитентам на фондовом рынке.
30.09.10
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.