2. Плюсы и минусы олигополии.
Плюсы:
· Благодаря эффекту масштаба в экономике складываются на производство данного товара достаточно низкие средние издержки, в результате чего продукция олигополий становится продукцией массового спроса.
· Олигополисты являются главными финансистами технического прогресса и соответственно способствуют появлению технологичных новинок (они используют так называемый эффект охвата – на базовых технологиях они производят товары по индивидуальным заказам).
· Олигополисты - главные финансисты маркетинговых исследований, а значит, изучения рынка и перспектив развития данного товара.
Минусы:
· Олигополия так же, как монополия склонна к недопроизводству, к недоиспользованию производственных мощностей.
· Она склонна к ценовой дискриминации.
· Она склонна к паразитированию на техническом прогрессе. Образно говоря: положить изобретение под сукно и не давать ему использоваться, пока не будут выжаты все положительные стороны предыдущего изобретения.
· Возможно хищническое ценообразование с целью разорения конкурента.
09.12.10
Пятый блок: рынки ресурсов и доходы
1. Спрос на ресурсы.
2. Рынок труда:
· Спрос и предложение на рынке труда.
· Особенности данного рынка.
· Заработная плата, как цена ресурсов труда.
3. Рынок капитала. Ставка процента как цена капитала и ее роль в принятии экономических решений.
4. Рынок земли. Рента как цена земли.
5. Доходы, их распределение в экономике. Показатели, измеряющие неравенство в распределении доходов.
1. Спрос на ресурсы.
Рынки ресурсов имеют особое значение в экономике как для микро-, так и для макро-:
o Цены на ресурсы (труда, земли, капитала) – одновременно и издержки для фирмы. Поэтому лежат в основе альтернативного выбора производителей.
o Цены на ресурсы – одновременно и доходы их владельцев (заработная плата, как цена ресурса труда, ставка процента, как цена капитала, рента, как цена земли).
o Цены на ресурсы имеют отношение к довольно острой проблеме, а именно, к проблеме социальной справедливости в экономике.
1. Спрос на рынке ресурсов всегда производный, вторичный, от спроса на товары и услуги. Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а потому дороги токайские виноградники, потому что дорого токайское вино.
Потому что за этой кривой спроса скрывается кривая убывающей предельной доходности ресурсов. Предельная доходность ресурса – MRP = MR x P. Если к неизменным ресурсам земли и капитала последовательно добавлять единицы ресурса труда, то производительность введенных дополнительно единиц ресурса труда начнет падать. Начнет падать предельный продукт, создаваемый каждой дополнительной единицей труда – перенасыщение ресурса.
Кривая спроса на ресурс может смещаться за счет следующих факторов:
· Изменение спроса на сами товары и услуги. Например, спрос на камины вырос, сразу же вырос спрос на печников, делающих камины.
· Изменение производительности ресурса. Если производительность повысилась, то данного ресурса будет востребовано больше, даже при данной цене.
· Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы. Например, машина и ресурс труда – взаимозаменяемые ресурсы. Цена на машины упала, упадет спрос на ресурс труда. Одновременно с этим у производителя снизятся издержки на производство товаров и услуг, и он может увеличить производство товаров и в этой связи увеличить спрос на труд. Отсюда возникает два эффекта: эффект замены и эффект выпуска. В случае с изменением цен на комплементарные ресурсы, здесь возникают разнонаправленные ситуации. Например, цена на бензин возросла, отсюда спрос на водителей грузовиков уменьшится.
2. Спрос на ресурсы подвержен также и влиянию эластичности. В частности ценовая эластичность спроса на ресурсы будет зависеть от следующих факторов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.