Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 22

·  Вхождение в отрасль заблокировано, и в зависимости от того, какие препятствия для вхождения в отрасль существуют, будут различаться виды монополий. Если таким препятствием выступают запреты и разрешения со стороны государства, то возникает административная монополия. Если таким препятствием выступают патенты и зарегистрированные авторские права, то возникает патентная монополия. Если таким препятствием является обладание редким ресурсом, то возникает монополия на базе владения редким ресурсом. Если таким препятствием выступает эффект масштаба, то возникает естественная монополия – монополия, которая возникает там, где неразумна конкуренция, где производство товара или услуги целесообразно сосредоточить у одного производителя, чтобы реализовать эффект масштаба и получить низкие обще-средние издержки (ATC). Если в эту отрасль войдут другие производители, то этого эффекта не получишь. Это, например, система коммуникаций, система водоснабжения, Газпром, транслирующие энергетические сети, Московский метрополитен и др. Сиюминутная монополия, возникающая под влиянием каких-то конкурентных преимуществ.

·  Контроль над ценой. В полной мере существует, поскольку он олицетворяет отрасль и в его власти вся кривая спроса на этот товар, и поэтому он называется на рынке ценоискателем. Он ищет на рынке выгодную для себя цену с позиций максимизации совокупной прибыли (TR). Поскольку он единственный продавец, то ↑P x Q↓ либо ↓P x Q↑. Это также довольно идеализированная модель, поскольку реально таких монополистов не так уж много. Позволяет нам лучше понять промежуточные рыночные структуры, какими является монополистическая конкуренция и олигополия.

2.  Кривая спроса у чистого монополиста имеет уже отрицательный наклон, поскольку это единственный производитель и в его власти вся кривая спроса. Она естественно менее эластична, чем у совершенного конкурента. На всей кривой спроса существуют различные с точки зрения эластичности отрезки.

Выручка монополиста может расти до тех пор, пока не достигнет конца эластичного отрезка. Дальше она будет снижаться, поскольку она переходит на неэластичный отрезок.

TR = P x Q

TR1 = 9 x 1 = 9;

TR2 = 8 x 2 = 16; MR =  = 7

TR3 = 7 x 3 = 21; MR = 5

При движении от первой партии ко второй мы видим, что выручка выросла на 7 единиц, от второй к третьей – на 5.

MR < P – это происходит потому, что при желании увеличить объем продаж он вынужден снижать цены на предшествующие партии.

Правило максимизации прибыли у монополии выглядит так:

MC = MR < P

Но для того, чтобы ответить на вопрос, какую прибыль получит фирма-монополист, мы должны знать, какие издержки.

П = (P – ATC) x Q

Возможна ситуация, когда чистый монополист получает убытки. Это бывает, когда резко упал спрос или выросли издержки.

3.  Издержки и выгоды чистой монополии.

Издержки:

·  В отличии от совершенного конкурента чистый монополист не достигает ни производственной эффективности (цена всегда выше, чем минимальные общесредние издержки – P > ATCmin, а у совершенного конкурента P = ATCmin).

·  Не достигает эффективного распределения ресурсов, поскольку P, максимизирующие прибыль, и MC для этого объема находятся в разрыве. Чистая монополия не достигает компромисса между покупателем и продавцом.

·  В результате функционирования чистого монополиста и его максимизации прибыли возникает мертвый груз монополии. В отличии от совершенной конкуренции монополия занижает объемы и отсекает часть излишка потребителя и производителя.

·  Возникает X-неэффективность, означающая, что чистая монополия включает в цены непроизводительные расходы, связанные с поддержанием своей монопольной власти (имеет резервные мощности для борьбы с конкурентами, а также включает в цены расходы на так называемую «легкую жизнь» монополиста. – расходы на сауны, на вояжи управляющих, на отделку их кабинетов и др., то есть, включаемые издержки на непроизводительные затраты.