Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 25

·  Контроль над ценой. Он существует, но существует по-разному в кратко- и долгосрочном периоде. В частности в краткосрочном периоде до тех пор, пока не появятся конкуренты монополистический конкурент может удерживать свою цену на отличный от других товар. И будет контролировать цену до тех пор, пока покупатель будет предъявлять свои предпочтения к данному товару. В долгосрочном периоде, когда могут войти фирмы-конкуренты, монополистический конкурент столкнется с заменителями его товара и спрос на его продукцию станет более эластичный. И поэтому удерживать свою цену ему уже менее удается. Однако заметим, что существуют ситуации, когда и в долгосрочном периоде монополистический конкурент может удерживать свою цену. Это, например, патент, который пока не превзойден, или когда монополистический конкурент имеет выгодное место продажи (АЗС и АГЗС).

MR < P

MC = MR < P

Прибыль = (P – ATC) x Q

Спрос монополистического конкурента более эластичен, поскольку есть заменители товара.

В краткосрочном периоде, поскольку она контролирует цену, ее состояние будет определяться соотношением P – ATC (положительная – прибыль, отрицательная – убыток).

Прибыль = (P – ATC) x Q

Так же, как и монополист, в краткосрочном периоде монополистический конкурент не производит объемы, при которых общесредние издержки минимальны. А значит, монополистический конкурент не достигает производственной эффективности. Точно так же, как в долгосрочном периоде он не достигает и эффективного распределения ресурсов, а значит, не достигает компромисса между продавцом и покупателем, взаимовыгодной оценки данного объема, потому что существует разрыв между ценой, максимизирующие прибыль и предельными издержками.

В долгосрочном периоде уже могут войти конкуренты, а поэтому цена будет то падать, то возрастать, а значит, кривая спроса у данного производителя тоже будет то падать, то возрастать. Цена будет падать до тех пор, пока не сравняется с общесредними издержками. А если в долгосрочном периоде цена упала, то тогда под влиянием конкуренции она наоборот пойдет вверх, у производителя начнутся убытки и подниматься она будет опять до уровня общесредних издержек. Отсюда следует вывод, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент похож на совершенного конкурента, где цена на его продукцию тяготеет к уровню общесредних издержек.

2.  Какие плюсы и минусы имеет эта рыночная структура?

Плюсы:

·  Благодаря монополистической конкуренции в экономике возникает возможность широчайшего выбора товаров и услуг.

·  Данная рыночная структура дает за счет рекламы очень богатую информацию о новинках, а значит, воспитывает вкусы потребителя, воспитывает его лояльность к этим новикам, как потенциального покупателя этих новинок.

·  Она стимулирует новинки и конкуренцию.

Минусы:

·  Она не достигает производственной эффективности, а значит, неэффективно использует ресурсы, имеет незадействованные мощности, недопроизводит.

·  Неэффективное распределение ресурсов.

·  Реклама не только информирует, но еще и надоедает. Кроме того, она порой рекламирует мнимые качества и преимущества данного товара. При этом, реклама эксплуатирует и некоторые психологические характеристики человека.

·  Реклама дорого стоит, а значит, она включается в цены товаров.

Олигополия.

1.  Цены и объемы олигополиста.

2.  Плюсы и минусы олигополиста.

1.  Признаки:

·  Производителей данного товара немного.

·  Товар однородный, стандартный или дифференцированный.

·  Барьеры для входа существуют. Это обладание патентами, редкими ресурсами, затраты на так называемые НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), маркетинговые исследования и на создание дилерских сетей, эффект масштаба, который имеет двоякое значение. Во-первых, олигополист – всегда крупный производитель, а это значит, что для вхождения в эту отрасль требуется большой стартовый капитал, с которого можно начать производство. Во-вторых, эффект масштаба реализуется в снижении ATC, который уже наработан данным олигополистом, и потому аутсайдеру трудно конкурировать с этими общесредними издержками.